Одной из задач российского законодательства является создание необходимых условий для обеспечения охраны жизни и здоровья граждан. Транспортное средство, будучи источником повышенной опасности, представляет угрозу для окружающих. Поэтому от владельца транспортного средства - водителя автомобиля - требуется соблюдение правил дорожного движения, а также иных норм в области дорожного движения. Несоблюдение норм и правил в области дорожного движения, как правило, влечет за собой причинение вреда имуществу граждан, а также их жизни и здоровью. Предупреждение административных правонарушений, согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), является одной из целей административного наказания. Однако ее достижение становится невозможным, если не работает межотраслевой принцип права - принцип неотвратимости юридической ответственности.
Практика показывает, что зачастую лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении в области дорожного движения, затягивают рассмотрение этих дел. Расчет прост: согласно статье 4.5 КоАП РФ спустя два месяца со дня совершения административного правонарушения постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено - истекает срок давности привлечения к административной ответственности.
Для затягивания срока рассмотрения дела об административном правонарушении лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, используют различные приемы и способы:
в протоколах об административных правонарушениях умышленно указывают недостоверный почтовый адрес места жительства, что влечет за собой ненадлежащее их извещение;
умышленно не получают повестки в почтовом отделении, которые впоследствии возвращаются в судебный участок за истечением срока хранения;
в день назначения дела об административном правонарушении к рассмотрению представляют в суд, как правило, по почте медицинские справки и листы нетрудоспособности о нахождении на лечении, а также сведения о пребывании в служебных командировках.
Необходимые проверочные мероприятия, проводимые мировыми судьями по данным фактам (запросы в Центральное адресное бюро, лечебные учреждения, по месту работы и т.п.), требуют не менее одного месяца (общий срок рассмотрения официальных запросов).
Кроме того, дело об административном правонарушении поступает в судебный участок не в день совершения административного правонарушения и оформления административного материала.
Таким образом, для вынесения постановления о привлечении к административной ответственности двух месяцев со дня совершения административного правонарушения оказывается недостаточным.
В связи с изложенным, законопроектом предлагается внести изменение в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ, установив, что постановление по делу об административном правонарушении в области дорожного движения не может быть вынесено по истечении шести месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Редактор проекта:
депутат
В.А.Шапошников
7 июня 2006 года