Действующий

О докладе о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2005 году (снято с контроля)

Проблемы граждан и их несовершеннолетних
детей, проживающих в общежитиях


Жилищная реформа 2005 года стала тяжелым испытанием для москвичей, проживающих в общежитиях.

Люди надеялись, что новые законы позволят им вырваться из жилищного рабства, стать хозяевами и пользователями жилья наравне с остальными гражданами России.

Когда-то за самую тяжелую и непрестижную работу они получили право жить в Москве. Жить в условиях, как правило, далеких от современной городской цивилизации, на положении крепостных при конкретном предприятии или ведомстве.

Бесправными жильцами московских общежитий оказались и бывшие выпускники детских домов 80-х годов XX века, которых государство "забыло" обеспечить после вступления в самостоятельную жизнь отдельным жильем.

С детдомовцами соседствуют беженцы. Им государство также обещало, что не оставит без собственного угла. И еще сотни и сотни обездоленных, по тем или иным причинам лишенных своего дома.

Но надеждам этих людей в эпоху жилищной реформы не суждено было сбыться. Особенно пострадали одинокие женщины с детьми, для которых "казенные" комнаты и койко-места в общежитиях стали единственным пристанищем.

О чем рассказали граждане на личном приеме Уполномоченного и в своих письмах и жалобах в 2005 году?

За истекший год у многих общежитий появились новые "хозяева", в основном различные коммерческие структуры, которые затеяли процесс освобождения помещений для их реконструкции, сноса и дальнейшего использования территорий в своих целях.

При этом государство полностью сняло с себя ответственность за судьбы людей (и в том числе детей), проживающих в этом виде специализированного жилищного фонда.

При переходе права собственности на жилые здания они передавались на баланс коммерческих и других организаций как свободные от какого-либо обременения и прежде всего от обременения людьми, проживавшими там десятилетиями.

Никаких договоров с жильцами на пользование жилыми помещениями при переходе права собственности не заключалось.

В последующем семьям и отдельным гражданам, проживающим в общежитиях, не представлялось никакой информации о том, кому принадлежит здание, какова дальнейшая судьба "обременителей" и их несовершеннолетних детей.

Оставив у себя на балансе данный жилой фонд, многие собственники перестали о нем заботиться.

Гражданам было отказано в проведении капитального ремонта, которого они ждали иногда десятилетиями.

Помещения превращались в "ночлежки" для людей, оказавшихся в Москве транзитом, или дешевые гостиницы для торговцев со всех регионов бывшего СССР и дальнего зарубежья.

Семьи с детьми поделили этажи с весьма сомнительными личностями, которые постоянно меняются. Заплатив деньги, они живут по принципу "после меня - хоть потоп", чувствуют себя полностью безнаказанными за нарушения прав постоянных жильцов бывших общежитий.

При этом новые собственники абсолютно произвольно (как правило, в сторону завышения) устанавливали для постоянных жильцов размер платы за пользование общежитиями; по своему усмотрению отключали воду, газ, электричество.

Всем недовольным ужасными условиями проживания предлагали освободить помещение без какой-либо компенсации.

Новый Жилищный кодекс Российской Федерации по существу ликвидировал гарантии сохранения права пользования жилым помещением в общежитиях для самых незащищенных групп населения.

Без предоставления другого жилого помещения собственник общежития не может выселить только состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилищных помещениях:

1) членов семьи военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, ФСБ, таможенных органов Российской Федерации и др.;

2) пенсионеров по старости;

3) членов семьи работника, которому было предоставлено жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалидов I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя или вследствие профессионального заболевания.

Из льготной категории были исключены прежде всего лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия либо по сокращению штата работников и составляющие основной контингент общежитий. В основном это одинокие лица с проживающими с ними несовершеннолетними детьми.

Это граждане, которые в большинстве своем не имеют возможности приобрести жилье или получить его в обозримом будущем.

Таким образом, уже в ближайшее время без крыши над головой могут оказаться тысячи женщин и детей, полноправных граждан Российской Федерации, хотя ограничение конституционного права на жилище не допускается даже в условиях чрезвычайного положения.

Начало ХХI века в России ознаменовалось не только отказом государства от соблюдения конституционных прав граждан, но и отказом народа подчиняться неконституционным нормам.