В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в том числе и в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (в частности, на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации) отнесены установление основ федеральной политики в интересах детей; выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности.
Реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей-инвалидов, защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
31 декабря 2005 года принят Федеральный закон N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", в соответствии с которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств своего бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Законодательные полномочия субъекта Российской Федерации расширены с 1 января 2006 года.
Вместе с тем в 2005 году органы государственной власти города Москвы разработали и приняли целый ряд законов и иных нормативных правовых актов, направленных на стабилизацию обеспечения и усиление мер социальной защиты и поддержки семей, имеющих детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и других жителей Москвы, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Нормотворческая деятельность органов законодательной и исполнительной власти города Москвы в 2005 году по установлению за счет бюджета города как субъекта Российской Федерации дополнительных мер социальной поддержки москвичей имела значительно опережающий характер по сравнению с предоставлением им более широких полномочий по нормотворчеству, что свидетельствует о заботе городской власти о судьбе подрастающего поколения. Ряд законов города Москвы, принятых в течение 2005 года, не только направлен на реализацию полномочий города Москвы как субъекта Российской Федерации в сфере реализации государственной социальной политики, но и устанавливает принципиально новые подходы к решению проблем социальной защиты семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов.
В соответствии с законодательством города Москвы указанным категориям граждан предоставляется более широкий спектр социальных гарантий и льгот по сравнению с установленными на федеральном уровне, а также в других субъектах Российской Федерации.
В целях повышения уровня жизни семей с детьми Законом города Москвы от 23 ноября 2005 года N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" законодательно закреплены предоставленные ранее в рамках ежегодных комплексных программ по социальной защите москвичей различные денежные выплаты и другие меры социальной поддержки. Данный закон содержит весь комплекс мер социальной поддержки, предоставляемых за счет бюджета города, в отличие от действующего регионального законодательства, устанавливающего, как правило, сравнительно небольшое количество видов социальной помощи в одном законе. На реализацию данного закона только в 2006 году из бюджета города будет направлено 23 млрд.рублей.
Наряду с выплатами, имевшими место ранее, данным законом введены новые виды выплат, связанные с материнством:
1) дополнительное единовременное пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций и признанным в установленном порядке безработными;
2) ежемесячная компенсационная выплата на детей в возрасте до полутора лет в случаях увольнения матери в связи с ликвидацией в период беременности, нахождения в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до полутора лет;
3) ежемесячная компенсационная выплата неработающему лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом дошкольного возраста.
Перечисленные виды дополнительных выплат призваны способствовать поддержанию матерей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по причине потери работы и невозможности дальнейшего самостоятельного трудоустройства в связи с необходимостью осуществления ухода за детьми.
Кроме единовременных пособий, ежемесячных и компенсационных выплат указанным законом предусмотрено оказание натуральной помощи и предоставление льгот как многодетным, так и иным категориям семей с детьми.
В соответствии с Законом города Москвы от 26 октября 2005 года N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве" детям-инвалидам, а также детям, не признанным в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющим временные или постоянные ограничения жизнедеятельности и нуждающимся в мерах социальной поддержки, дополнительные меры социальной поддержки будут предоставляться без оплаты или на льготных условиях.
Действие этого закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года, в связи с чем дополнительные к ранее установленным меры социальной защиты могут быть получены детьми-инвалидами и за предшествующий период. Указанным законом установлены значительные дополнительные гарантии по воспитанию и образованию инвалидов, включая детей-инвалидов. За счет бюджета города Москвы им гарантируется предоставление дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования. При использовании дистанционных образовательных технологий предоставляются средства компьютерной техники, связи и программное обеспечение.
К сожалению, до настоящего времени правовыми актами города Москвы не определены порядок воспитания и обучения детей-инвалидов самостоятельно на дому в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели, как это установлено законом. Единственным документом, регулирующим эти отношения, является Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 861.
9 февраля 2005 года принят Закон города Москвы N 7 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы". Данным актом законодательно закреплены такие меры социальной поддержки как бесплатный проезд городским пассажирским транспортом (кроме такси) детям-инвалидам вместе с сопровождающим их лицом, родителям (опекунам, попечителям) детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, детям из многодетных семей до 16 лет (учащимся общеобразовательных учреждений до 18 лет), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Ряд законов, принятых в 2005 году Московской городской Думой, был разработан председателем комиссии по социальной политике (в настоящее время членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителем от Московской городской Думы) З.Ф.Драгункиной совместно с Уполномоченным.
В основу новых законов легли результаты мониторинга, проводимого Уполномоченным в сфере положения детей в городе Москве, а также результаты обобщения предложений отраслевых департаментов и комитетов города Москвы, муниципальных образований, обозначивших проблемы защиты детства, наиболее остро стоящие перед обществом и нуждающиеся в правовом регулировании.
Одним из таких законов является Закон города Москвы от 2 ноября 2005 года N 52 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 15 декабря 2004 года N 87 "О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)".
Данным законом решена одна из проблем, с которой постоянно сталкивались семьи попечителей. Во многих случаях совершеннолетие подопечного наступает в середине учебного года. Отношения по попечительству прекращаются. Одновременно прекращались ежемесячные выплаты денежных средств на содержание подопечного. При этом бывший подопечный - учащийся общеобразовательного учреждения не имеет возможности в это время содержать себя самостоятельно, так как продолжает обучение и, как правило, не обеспечивается сразу отдельным жилым помещением, в связи с чем продолжает проживать в семье попечителя.
Теперь выплата на содержание подопечного, достигшего возраста 18 лет, продлевается до окончания им общеобразовательного учреждения. Указанная гарантия предусмотрена только в городе Москве как субъекте Российской Федерации.
Кроме того, изменен механизм установления размера денежных средств, ежемесячно выплачиваемых на содержание подопечных детей. Размер указанных средств будет устанавливаться Правительством Москвы ежегодно в размере не ниже прогнозируемой величины прожиточного минимума для детей в городе Москве. Такой механизм гарантирует стабильность получения средств на подопечных в течение года и не будет ежеквартально пересчитываться, как это было ранее, и выплачиваться фактически за прошлое время. При этом стоит отметить, что прогнозируемая величина прожиточного минимума, как правило, выше фактической.
Законом предусмотрена возможность назначения и выплаты "опекунского пособия" самому подопечному при наличии заслуживающих внимания обстоятельств при достижении им возраста 14 лет и при условии, что это отвечает интересам подопечного.
Претерпел изменение с точки зрения уточнения механизма также порядок выплаты денежных средств на содержание подопечных при изменении ими места жительства как в пределах территории города Москвы, так и при переезде в другой субъект Российской Федерации.
Большая предварительная работа была проведена Уполномоченным при разработке проекта закона о дополнительных гарантиях детям-сиротам. Здесь учитывались не только нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые город Москва как субъект Российской Федерации намеревался реализовывать, но и предлагались к установлению дополнительные, применительно к федеральным, гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Законом города Москвы от 30 ноября 2005 года N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" введены новые социальные гарантии, предоставление которых не обусловлено федеральным законодательством.