Действующий

О докладе о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2005 году (снято с контроля)

О Всероссийском конкурсе работ учащихся
"Права человека глазами ребенка"


В 2005 году Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации совместно с Российской академией правосудия объявил Всероссийский конкурс работ учащихся "Права человека глазами ребенка", который проходит в три этапа с апреля 2005 по апрель 2006 года.

Конкурс проводится в рамках Европейского года гражданственности через образование в целях формирования активной гражданской позиции и правовой ответственности учащихся, овладения ими знаниями в области прав человека, необходимыми для успешного участия в социально значимых проектах, формирования навыков их применения.

В соответствии с положением о конкурсе Уполномоченным по правам ребенка в городе Москве был сформирован московский оргкомитет, куда вошли юристы, журналисты, педагоги, психологи, специалисты, работающие с детьми и детскими общественными организациями, и организовано проведение первых двух этапов.

Первый этап конкурса проходил в образовательных учреждениях по двум возрастным группам: учащиеся 5-7 и 8-10 классов.

К участию во втором этапе конкурса было представлено 296 лучших работ.

Творческие работы учащихся первой группы были оформлены в виде рисунков, композиций, а также сказок и стихотворений, сочиненных самими детьми. Письменные работы учащихся второй группы отличались разнообразием выбранных тем: "Конвенция о правах ребенка - основной международный документ, закрепляющий права несовершеннолетних", "Права ребенка в школе и дома", "Несовершеннолетняя семья", "Дети-беженцы: миф и суровая реальность", "Я - Президент Российской Федерации 21 века", "Воздействие средств массовой информации на формирование сознания нового поколения" и другие.

Основными критериями при оценке письменных работ являлись самостоятельность исследования, неординарность подхода к избранной теме, оригинальность предложений и убедительность выводов.

На заседании московского оргкомитета 22 ноября 2005 года определены пять победителей, чьи работы направлены Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации для участия в третьем туре конкурса, итоги которого будут подведены в апреле 2006 года:

Галустян Армине - "Кто вы - москвичи?" (школа N 911 ЮВАО города Москвы, 7 класс);

Живых Мария - "Сказка о маленьком верблюжонке, его родителях и о том, как он пошел в школу" (Московская международная гимназия, 6 класс);

Пронюшкина Маргарита - "Право свободы вероисповедания как одно из основных прав человека" (школа N 213 САО города Москвы, 10 класс);

Чинкова Маргарита - "Я - Президент Российской Федерации" (гимназия N 1562 имени Артема Боровика ЮВАО города Москвы, 9 класс);

Шахаева Анастасия - "Средства массовой информации в современной России" (школа N 1252 САО города Москвы, 11 класс).

Кроме того, членами московского оргкомитета отмечены работы семи участников, проявивших творческий подход в выборе темы и ее раскрытии:

Шинелько Нина - "Серия тематических рисунков о правах детей" (школа N 184 САО города Москвы, 7 класс);

Дробышева Наталья - "Большие права маленькой девочки" (школа N 842 города Зеленограда, 11 класс);

Кретов Максим - "Право на жизнь" (школа N 160 СЗАО города Москвы, 10 класс);

Буланкова Виктория - "Конвенция о правах ребенка - основной международный документ, закрепляющий права несовершеннолетних" (Московский электромеханический колледж N 55, 2 курс);

Казаков Сергей - "История развития права и права человека в России" (школа N 847 САО города Москвы, 10 класс);

Починская Ирина - "Несовершеннолетняя семья" (школа N 1098 СВАО города Москвы, 11 класс).

С учетом особого мнения московского оргкомитета отмечены рассмотренные вне конкурса две работы талантливого девятилетнего ребенка-инвалида Джонатана Кимельфельда (3 класс, домашнее обучение), который в литературной форме необыкновенно пронзительно написал о праве на жизнь - "Остановите гоблина", о правах ребенка дома - "Интервью с дворовым псом".

Работы победителей и лауреатов конкурса можно смело назвать исследовательскими. Ребята продемонстрировали умение извлекать необходимую информацию из различных источников, анализировать ее и излагать свое мнение. Широко использовали статистику, анкетирование, обобщили результаты и представили их в виде таблиц и графиков, что придало выводам дополнительную значимость.

Во многих работах чувствуется опора на собственный социальный опыт. Важно, что ребята попытались понять проблему, спроецировать ее на себя, одноклассников, учителей, родителей.

Ребята грамотно обосновывают выбор темы, ее актуальность, иногда с юношеским максимализмом делают выводы, и это объяснимо - ведь все проблемы касаются их непосредственно.

Некоторые проблемы затронуты практически в каждой работе независимо от выбранной темы. Например, проблема ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей.

Ребята отмечают, что в последнее время в средствах массовой информации вопросы прав и обязанностей несовершеннолетних, их воспитания стали приоритетными, и понимают, что это неслучайно, связывая в первую очередь с распространением негативных тенденций в молодежной среде.

Одной из основных причин роста детской и подростковой преступности, по их мнению, является отсутствие контроля со стороны родителей. Объясняют это, во-первых, семейным неблагополучием, алкоголизмом и наркоманией родителей, отсутствием с их стороны всякого желания выполнять свои прямые родительские обязанности; во-вторых, отсутствием доверительных отношений в "нормальных семьях", где родители слишком заняты своими делами, не говорят с детьми об их проблемах, не знают, где и с кем ребенок проводит время. Дети называют это "минимальным вниманием со стороны родителей". "Досуговая свобода", как пишут ребята, таит в себе много опасностей. Алкоголизм, наркомания, преступления, совершенные под их влиянием и влиянием "уличной компании", - уже ее результат.

Показательно, что дети понимают роль образовательных учреждений в профилактике правонарушений, однако полагают, что "они не могут компенсировать те потери, которые имеют место в семье". "Родители, заботьтесь о своих детях!", "Думайте об этом сейчас, не дожидаясь первых тревожных звоночков в виде мелких правонарушений или других отклонений в поведении ребенка", "Такими, как мы есть, нас делают не только наши друзья, условия, в которых мы развиваемся, но и наши родители. Отсутствие внимания с их стороны зачастую лишь следствие загруженности на работе", "Необходимо принять закон об усилении мер по отношению к родителям, нарушающим права ребенка, жестоко обращающимся с ним, и одновременно усилить ответственность каждого родителя за воспитание ребенка".