В докладе Уполномоченного за 2004 год был представлен материал о работе регионального банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, по передаче таких детей в семьи граждан, в частности, на усыновление.
На встрече Уполномоченного с Мэром Москвы 6 апреля 2005 года обсуждались проблемы, поднятые в докладе. Данный вопрос вызвал особую озабоченность Ю.М.Лужкова в связи с тем, что в городе не обеспечивается приоритет развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также приоритет российских граждан, москвичей при усыновлении детей.
Мэр Москвы поручил подготовить данный вопрос для рассмотрения на заседании Правительства Москвы.
С этой целью была создана рабочая группа по подготовке программы, направленной на решение этих проблем, куда вошли специалисты аппарата Уполномоченного, органов опеки и попечительства, департаментов и комитетов города, руководители учреждений системы образования и социальной защиты, высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, представители негосударственных и общественных организаций.
Основными темами для обсуждения на заседаниях рабочей группы стали вопросы о том, каким образом можно оптимизировать существующую систему служб помощи детям, оставшимся без попечения родителей, должны ли эти преобразования носить революционный или эволюционный характер; каких ресурсов для решения проблемы социального сиротства не хватает в городе и какие пути восполнения этих недостатков существуют; какова роль межведомственного взаимодействия в решении проблемы сиротства и каких правовых и политических решений не хватает для развития сотрудничества различных ведомств; что из зарубежного и российского опыта может быть включено в московскую практику.
На основании анализа проблемы социального сиротства, статистики за 2002-2004 годы и определенные периоды 2005 года, динамики выявления детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройства на семейное воспитание были обозначены причины детского неблагополучия и социального сиротства и сделаны выводы.
Несмотря на то, что сложившаяся в городе система работы с детьми данной категории стабилизировала ситуацию в сфере профилактики безнадзорности, проблемы семейного и детского неблагополучия, обусловленные социальными и экономическими причинами, последствием которых стал растущий уровень социального сиротства, по-прежнему вызывают тревогу и требуют решения.
По данным Департамента социальной защиты населения города Москвы, основными причинами социального неблагополучия семей являются:
злоупотребление родителей спиртными напитками - 36%;
педагогическая несостоятельность родителей - 28%;
низкий уровень доходов семьи - 17%;
наличие постоянных конфликтов в семье - 15%;
личностные или поведенческие особенности ребенка - 11%.
Среди причин невысокой эффективности профилактики социального сиротства следует отметить позднее выявление семейного и детского неблагополучия, отсутствие комплексной работы с семьей на ранней стадии кризиса.
В 2004 году на учете по месту жительства состояло 8667 семей с фактором социального риска с детьми до 16 лет.
В группу риска по социальному сиротству попадают многие категории семей. Наблюдается относительно высокая доля неполных семей: на начало 2004 года на учете состояло 73,7 тыс. одиноких матерей. Брак перестает быть важнейшим условием рождения ребенка: число детей, родившихся вне зарегистрированного брака, в 2003 году составило 23250 (всего родившихся - 87747), в 2004 году - 24058 (всего родившихся - 92691). В связи с наличием в семье одного кормильца в трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких матерей. В структурах семей одиноких матерей женщины, имеющие одного ребенка, составляют 89,5%; двух детей - 8,5%, трех и более детей - 2%.
Не уменьшается численность подкидышей, которая на конец 2005 года составила в возрастной группе 2003-2005 годов рождения 220 детей.
В самом кризисном положении по уровню материального благополучия находятся семьи безработных с несовершеннолетними детьми (8318 безработных семей с детьми до 18 лет), особенно неполные семьи.
Среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение алиментов (4173), получает их только 1031 ребенок, то есть 24,7%. Процент детей, получающих положенные по закону пенсии, в городе равен практически 100.
Растет число подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав: в 2003 году их было 10597 человек, а в 2004 году - 11427. Число дел о лишении родительских прав, рассмотренных комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (в том числе переданных в суд), составило в 2003 году - 1099, а в 2004 году - 1100.
Следствием всего этого является рост числа детей, нуждающихся в государственной защите. Самыми уязвимыми среди этой категории детей являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Анализ возрастного состава безнадзорных несовершеннолетних в 2005 году показал, что чаще всего на учет в центры и отделения помощи семье и детям ставятся дети от 11 до 14 лет (46%), а также дети старше 14 лет (22%) и дети 7-10 лет (20%). Это дети из неполных (31%), многодетных (30%), малообеспеченных семей (21%), семей с детьми-инвалидами (6%) и опекунских семей (4%). Такое позднее выявление детского неблагополучия приводит к низкой эффективности деятельности специалистов при оказании помощи семье на ранней стадии кризиса и заканчивается помещением ребенка в учреждение.
По этой причине в детские дома и школы-интернаты попадают дети уже в подростковом возрасте, когда результативность социальной, педагогической и психологической реабилитационной работы невелика. Так, в 2004-2005 учебном году число детей от 12 до 15 лет, направленных в учреждения органами опеки и попечительства, составило 54%, а только в первом полугодии 2005-2006 учебного года - уже 42%. К сожалению, этих детей практически невозможно устроить на семейные формы воспитания. Их дальнейшее жизнеустройство требует создания образовательных учреждений нового типа, разработки адекватных технологий воспитания, прежде всего трудового, и психолого-педагогической помощи, увеличения числа мест в учреждениях начального профессионального образования с предоставлением общежития.
Число детей, передаваемых на воспитание в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной сферы города, не уменьшается (36% от числа ежегодно выявляемых). Более чем в девяноста специализированных государственных учреждениях систем образования, здравоохранения, социальной защиты населения, Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы воспитывается около 7000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В самих учреждениях по-прежнему присутствует традиционно групповая форма проживания, из 41 образовательного учреждения только в трех воспитанники живут в квартирах. К малокомплектным можно отнести только четыре детских дома, где проживает менее 50 воспитанников. В 20 учреждениях в каждом воспитывается более 100 детей. Постинтернатные блоки созданы при пяти учреждениях.
Отдельная проблема - адаптация выпускников в постинтернатный период. Условия проживания в учреждении сформировали у них стойкий комплекс иждивенчества, отсутствие способности самостоятельно решать проблемы. Вследствие этого продолжается порочный круг социального сиротства: рождаемые выпускниками детских домов-интернатов, не получивших полноценных навыков по формированию жизненного семейного уклада, дети также становятся социальными сиротами при живых родителях и безнадзорными в самых крайних проявлениях данного явления.
Все это требует рационализации сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создания в них условий, приближенных к семейным, внедрения программ подготовки к самостоятельной жизни.
Москва по численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет достаточно низкий показатель (0,71%) по сравнению с общероссийским (2,1%). При этом абсолютное число детей в домах ребенка здесь самое высокое по России - 1452 ребенка или 9,2% (в России - 2,9%), что является тревожным показателем. Если в возрасте до трех-четырех лет передать ребенка на воспитание в семью, то еще можно устранить последствия психической (материнской) депривации практически без последствий для дальнейшего развития ребенка. При более позднем попадании этих детей в учреждения развиваются стойкие личностные и интеллектуальные нарушения, что сказывается потом в самостоятельной жизни выпускников.