Действующий

О докладе о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2005 году (снято с контроля)

Об отдельных вопросах пенсионного
обеспечения детей


Из поступающих к Уполномоченному обращений граждан особого внимания заслуживает проблема, связанная с пенсионным обеспечением детей, являющихся инвалидами, и одновременно потерявших кормильца. Для заявителей и их детей право на вторую пенсию - это не социальное иждивенчество за счет государства, а единственная реальная возможность обеспечить потребности ребенка не только в связи с потерей кормильца и, как следствие, тяжелым материальным положением семьи, но и имеющего очень серьезные проблемы со здоровьем.

К Уполномоченному обратилась Б. Ее муж - единственный кормилец в семье, имеющей ребенка-инвалида, был убит. В результате семья оказалась в тяжелом материальном положении. От имени всех вдов, имеющих детей-инвалидов, Б. выразила мольбу об обращении внимания государственных органов к таким же семьям, оказавшимся в аналогичной ситуации не по своей вине и прихоти, и решении вопроса о достойном пенсионном обеспечении детей-инвалидов, потерявших кормильца, которые в настоящее время вынуждены выбирать один из двух видов пенсий: по инвалидности или по случаю потери кормильца.

Действующим пенсионным законодательством установлено, что право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, принимавшим участие в боевых действиях (инвалиды вследствие военной травмы, участники Великой Отечественной войны), родителям погибших военнослужащих-призывников и некоторым другим.

Вместе с тем лицам, которым в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении назначена пенсия по случаю потери кормильца, не может быть назначена вторая пенсия (например, социальная). Исключение составляют родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну или войну с империалистической Японией. Им одновременно с пенсией по случаю потери кормильца-военнослужащего может быть назначена социальная пенсия.

В случае, когда ребенок, являющийся инвалидом по состоянию здоровья, еще к этому лишается родительской заботы и материального обеспечения в связи со смертью родителя (кормильца), ему, как указывалось выше, может быть назначена только одна пенсия по выбору: или по случаю потери кормильца, или по инвалидности.

Одновременно, в соответствии с пенсионным законодательством России, право на пенсию по случаю потери кормильца имеет второй родитель при условии, что он не работает и занят уходом за ребенком умершего кормильца, не достигшим 14 лет. Вместе с тем по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" такой ребенок до 18 лет продолжает иметь статус ребенка-инвалида. В зависимости от заболевания или травмы, то есть от состояния здоровья, в определенных случаях ребенок-инвалид, достигший возраста 14 лет, не может находиться дома один, без присмотра и помощи взрослого. С достижением ребенком-инвалидом возраста 14 лет его единственный родитель должен найти какую-либо работу, что в настоящее время и в связи с длительным перерывом в работе крайне проблематично даже при наличии профессии. Ребенок в таком случае должен быть вынужденно помещен на длительное пребывание в специализированное учреждение, что не всегда отвечает интересам ребенка, являющегося инвалидом.

В противном случае, с достижением ребенком-инвалидом возраста 14 лет, только за ним сохраняется право на одну из указанных выше пенсий, размер которой не позволяет обеспечить достаточный уход и содержание ребенка-инвалида.

В целях решения данной проблемы Уполномоченным были направлены предложения Президенту Российской Федерации и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации о необходимости внесения изменений в пенсионное законодательство Российской Федерации, связанных с установлением права на получение двух пенсий детям-инвалидам, потерявшим кормильца, а также решением вопроса материальной поддержки родителя, осуществляющего уход за таким ребенком после достижения им возраста 14 лет.

Аналогичные предложения были направлены также в Правительство Москвы в целях возможного урегулирования ситуации на уровне города Москвы как субъекта Российской Федерации.

В ответе первого заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации говорится, что концепция Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" заключается в предоставлении права на получение двух пенсий тем категориям граждан, которые пользовались аналогичным правом по ранее действовавшему законодательству.

Дети-инвалиды, потерявшие кормильца, не пользовались правом на одновременное получение двух пенсий в соответствии с действовавшим до 1 января 2002 года законодательством. В связи с этим предложение Уполномоченного о необходимости внесения изменений в пенсионное законодательство по рассматриваемой проблеме не может быть поддержано.

То есть позиция Минздравсоцразвития России состоит в том, что раз раньше детям-инвалидам, потерявшим кормильца, две пенсии одновременно не устанавливались, то и сейчас устанавливаться не должны.

Уверен, что такая позиция по отношению к детям, которые дважды пострадали не по своей вине, недопустима.

Инвалиды и лица, потерявшие кормильца, нуждаются в особой социальной поддержке, и поэтому в любой развитой пенсионной системе существуют пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые независимо от факта достижения общеустановленного пенсионного возраста. В государственной пенсионной системе изначально должен присутствовать протекционизм по отношению к инвалидам, детям, потерявшим родителей, и другим социально незащищенным категориям граждан, предусматривающий особые условия их пенсионного обеспечения.

В социальном государстве, которым Российская Федерация себя провозгласила, право на пенсию должно быть признано за каждым гражданином. Недопустимо положение, при котором дети-инвалиды, уже имеющие различные ограничения по здоровью и, как следствие, ограничение своих возможностей, в случае потери еще и родителя (кормильца) ставятся в условия выбора одной из двух пенсий. Пенсии по случаю инвалидности и потере кормильца имеют различную природу, и основания для их назначения и не должны взаимно исключать друг друга в рассматриваемом случае.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, при этом обеспечение в связи с инвалидностью не ставится в зависимость от обеспечения по случаю потери кормильца.

В отличие от федеральных властей данная проблема нашла понимание в Правительстве Москвы.

По сообщению первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецовой Л.И., вопрос о повышении уровня материального обеспечения детей-инвалидов, потерявших кормильца, а также неработающих родителей, осуществляющих за ними уход, за счет бюджета города Москвы может быть рассмотрен при подготовке Комплексной программы мер социальной защиты жителей города Москвы на 2007 год, учитывая, что для этого требуется проведение предварительной работы по определению количества лиц, которые будут иметь право на дополнительные выплаты, и объема затрат бюджета на указанные цели.