Действующий

О докладе о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2005 году (снято с контроля)

Соблюдение жилищных прав детей при
переселении из жилых помещений и их освобождении


В 2005 году к Уполномоченному поступали обращения, связанные с нарушением законодательства и прав детей при переселении из жилых помещений (жилых домов) и их освобождении.

В основном это касалось переселения граждан, выселяемых из муниципального жилого фонда.

Когда знакомишься с поступающими жалобами или слушаешь на приеме рассказы о мытарствах и унижениях жителей Москвы при получении ими новых квартир в связи со сносом домов, в которых они проживали, возникает по меньшей мере чувство недоумения.

С людьми разговаривают так, словно вопрос о том, какое жилое помещение им полагается в данной ситуации, вообще не урегулирован законом, а целиком зависит от решения конкретного чиновника.

Из заявления Ж. на имя начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в ЮВАО:

"26 сентября я подписала смотровой ордер на квартиру, хотя она меня категорически не устраивает из-за ухудшенной планировки комнаты (две двери рядом друг с другом на кухню и в коридор).

Я вынуждена была подписать смотровой ордер, так как сотрудник Белова Елена Евгеньевна заставила меня сделать это. Она сказала, что в случае отказа меня с сыном, 2001 года рождения, переселят в коммунальную квартиру или в более худшую квартиру.

Елена Евгеньевна кричала на меня, грубо со мной разговаривала.

Я не знала своих прав, поэтому подписала смотровой…

Я одна воспитываю сына. Он с рождения страдает неврологическими нарушениями из-за гематомы головы, не может посещать детский сад, испытывает сильнейшие головные боли, нуждается в покое".

Ж. по совету юриста аппарата Уполномоченного попросила предоставить семье жилье по существующим нормам, а в случае отказа дать ей ответ в письменной форме.

Чиновники не решились переписываться с Ж. и предложили ей двухкомнатную квартиру "за выездом".

Подразделения Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, занимающиеся расселением сносимых или реконструируемых домов, не учитывают тот факт, что многие граждане, которых власти вынуждают менять место жительства, воспринимают переселение как тяжелое и незаслуженное наказание.

Особенно это касается жителей центра или округов с хорошо развитой инфраструктурой и транспортным сообщением, а также москвичей, которых вполне устраивают их жилищные условия.

Для многих людей насильственный переезд "на выселки" - это изменение не только адреса и качества жизни, но порой и судьбы.

В конце концов гражданам Конституцией Российской Федерации гарантирован выбор места жительства, и ограничение этого права допускается только в особых случаях и на основании федерального закона.

Когда людей с их семьями, имуществом, по воле государства насильственно перемещают по огромному мегаполису, лишая их привычного круга общения, знакомой обстановки и всего того, что составляет человеческую жизнь, право на выбор места жительства, по существу, отменяется.

Когда на основании решений недобросовестных чиновников, равнодушных судей или просто с помощью строительной техники москвичей изгоняют из родных стен в места, указанные властью, о нормах Конституции Российской Федерации никто и не вспоминает.

Практика работы Уполномоченного с населением в 2005 году показала, что для многих семей с детьми переселение в новые жилые помещения связано как с существенными материальными, так и психологическими проблемами, которые впоследствии отражаются на состоянии здоровья, поведении и учебе несовершеннолетних. Дети лишаются привычных связей, надзора, качественного образования и медицинского обслуживания.

Но эти доводы практически никогда не принимаются во внимание.

При переговорах выселяемым, как правило, сначала предлагают не самый лучший вариант - тот, от которого уже многие отказались.

Если будущие новоселы не соглашаются с предлагаемыми вариантами и настойчиво пытаются отстаивать основанную на нормах права позицию, они подвергаются открытому психологическому давлению со стороны сотрудников жилищных управлений.

Инспекторы часто ведут себя достаточно жестко, грозя в случае отказа переселить за пределы МКАД, дать квартиру не по норме предоставления, а значительно меньше, переселить в "коммуналку" и т.д.

Гражданам сообщают, что предлагаемый вариант - единственный более или менее приемлемый, а другие будут еще хуже. Некоторым жильцам дают заведомо неправильную информацию о правах переселяемых в целях получения согласия на предложенное жилье, а если они упираются, то угрожают судом.

Так, одинокая мать О., воспитывающая сына, которому скоро исполнится 10 лет, категорически отказывалась от предлагаемой ей однокомнатной квартиры, ссылаясь на нормы предоставления, возраст ребенка и его больное сердце.

Тогда женщине сообщили, что в порядке исключения она может переехать в маленькую двухкомнатную квартиру со смежными комнатами, сидячей ванной, практически без коридора.

О. снова отказалась. Следующий вариант был прекрасный и по размеру жилья, и по его планировке, но предполагал коммерческий наем вместо социального.

О. подсчитала, что жилищно-коммунальные услуги обойдутся ей почти в 3000 рублей в месяц - практически весь заработок одинокой мамы. После очередного отказа двухкомнатные квартиры уже не предлагали.