Недействующий

Об утверждении Городской межведомственной комплексной программы "Государственная поддержка граждан на рынке финансовых услуг и защита интересов Москвы как собственника корпоративных ценных бумаг (2006-2008 годы)" (с изменениями на 27 мая 2008 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 23.09.2014 N 554-ПП)

1.1. Содержание основных проблем в сфере государственной
поддержки граждан на рынке финансовых услуг, а также
защиты интересов Москвы как собственника корпоративных
ценных бумаг


Рыночные преобразования в экономике привнесли серьезные изменения в финансирование социальной сферы. Государство год за годом снимает с себя обязательства по финансированию социальных проблем в отношении большинства категорий граждан, оставляя на своем попечении только слабо защищенные слои: малоимущих, инвалидов, сирот. Всем остальным трудоспособным гражданам государство предлагает лишь минимальный уровень социальных благ, и во многом переводит проблемы жилищного и пенсионного обеспечения, образования и медицинской помощи в сферу личных обязательств самих граждан.

В то же время для подавляющего числа российских граждан, в том числе москвичей, решение проблем в социальной сфере невозможно за счет текущих доходов и имеющихся накоплений. Это значит, что обращение граждан к финансовым инструментам и механизмам, использование которых может привести к дополнительным сбережениям и получению инвестиционного дохода или к распределению погашения финансовых обязательств во времени, неизбежно.

В связи с этим основной целью государства в среднесрочной перспективе должно стать создание условий для освоения и применения гражданами различных финансовых инструментов и механизмов для формирования дополнительных сбережений и личного инвестиционного дохода и использования их при решении социальных задач.

Поэтому основной вектор государственного участия в решении социальных проблем граждан, в первую очередь, на уровне субъекта Федерации должен смещаться в сторону обеспечения прав непрофессиональных инвесторов на рынке ценных бумаг и неквалифицированных потребителей на других сегментах финансового рынка, а также к стимулированию инвестиционной активности населения.

К настоящему времени широкому применению гражданами финансовых схем и механизмов для формирования дополнительных сбережений и инвестиционного дохода и использования их при решении социальных вопросов препятствуют три основные проблемы.

1. Низкий уровень финансовой и инвестиционной грамотности населения, отставание процесса усвоения основ финансового рынка от развития самого рынка.

2. Отсутствие общедоступной системы информирования и консультирования граждан по вопросам функционирования рынка финансовых услуг, в том числе ориентированных на решение социальных проблем.

3. Низкий уровень доверия граждан к инструментам, институтам и механизмам финансового рынка, а также к государственным органам, осуществляющим регулирование и контроль в данной сфере.

Проблема N 1. Низкий уровень финансовой и инвестиционной грамотности населения, отставание процесса усвоения основ финансового рынка от развития самого рынка.

Ключевой проблемой участия граждан на рынке финансовых услуг является их слабая подготовленность по базовым вопросам функционирования рынка, его регулирования и правового обеспечения. Такая ситуация является закономерной - государство на федеральном уровне не подготовило население к рыночным преобразованиям в 90-х годах, не делает этого оно и сейчас.

Таким образом, низкий уровень инвестиционной грамотности населения в значительной мере обусловлен отсутствием государственной программы просвещения и информирования населения. В настоящее время разъяснения вопросов развития финансовых рынков в РФ и возможностей их использования для повышения благосостояния граждан не имеют системного характера и предназначены больше для специалистов, работающих на этих рынках, чем для обычных граждан.

Несмотря на постоянную работу по инвестиционному просвещению граждан, проводимую Правительством Москвы начиная с 1997 года, ее масштаб является явно недостаточным. Это приводит к постоянному отставанию процесса освоения основ и новаций финансового рынка от развития самого рынка.

Перемены, произошедшие в российской экономике в начале 2000-х годов, привели к существенным изменениям финансового поведения основной массы горожан. В течение последних лет москвичи демонстрируют высокую норму сбережений. Между тем, в силу множества причин различного характера, предпочтения москвичей отдаются накоплениям наличной иностранной валюты и рублей, что делает эти ресурсы недоступными для инвестиций. По различным оценкам доля организованных сбережений в общей массе накоплений москвичей не превышает 40-50%. В результате, остается неиспользованным инвестиционный потенциал жителей Москвы, размер которого по экспертным оценкам составляет несколько сотен миллиардов рублей.

Денежные средства, которые имеются у населения, используются сегодня неэффективно как с точки зрения экономики, так и с учетом интересов их обладателей. Инфляционные процессы, риски бытового и криминального характера негативно влияют на денежные накопления граждан. Вовлечение накоплений населения в экономический оборот необходимо рассматривать не только как источник капиталовложений в экономику города, но и как один из путей защиты и постепенного роста личных сбережений москвичей, что является важной социальной задачей, решение которой призвано позитивно повлиять на экономическое и социальное положение жителей столицы.

Указанную проблему предлагается решать путем создания в Москве постоянно действующей системы просвещения населения по вопросам функционирования финансовых инструментов и механизмов, за счет применения которых могут образовываться дополнительные сбережения, инвестиционный доход, а также происходит распределение финансовых обязательств во времени.

Проблема N 2. Отсутствие общедоступной системы информирования и консультирования граждан по вопросам функционирования рынка финансовых услуг, в том числе ориентированных на решение социальных проблем.

Решение большинства социальных вопросов отнесено сегодня к компетенции субъектов Федерации. Но субъекты Федерации, в том числе и Москва, не в состоянии решать социальные проблемы всех категорий граждан только за счет средств региональных бюджетов.

В то же время субъект Федерации может создать условия, при которых граждане будут решать свои социальные проблемы (включая жилищное и пенсионное обеспечение, образование и медицинские услуги) с использованием собственных средств (сбережения и инвестиционный доход), а также средств финансовых институтов, обязательства по которым распределены во времени (рассрочки платежей, кредиты и займы).

Однако из-за отсутствия государственной программы просвещения и информирования граждан о рынке финансовых услуг в РФ, включая сегменты финансового рынка, обслуживающие социальные вопросы, в том числе ипотеку и негосударственное пенсионное обеспечение, население мало знакомо с законодательными основами инвестирования на российском финансовом рынке и правовой защищенностью вложений.

Низкий уровень информированности населения, а также отсутствие доверия к инструментам финансовых рынков приводит к тому, что растущие сбережения граждан осуществляются преимущественно в наличной форме.

По экспертным данным Русского экономического общества, объем накопленной наличности у населения страны с 2002 по 2004 год вырос в 2 раза. По состоянию на декабрь 2004 года накопления граждан составляли свыше 800 млрд.рублей, причем в этой сумме не учитывались сбережения в валюте.

Низкий уровень информированности населения о возможностях инвестирования средств в инструменты финансового рынка не только препятствует получению дополнительного инвестиционного дохода, но и снижает эффективность пенсионной реформы за счет того, что большая часть пенсионных накоплений остается в руках государственной управляющей компании.

По мнению экспертов в сфере жилищного кредитования, ипотека могла бы быть более востребованной, если бы население было лучше подготовлено в базовых вопросах функционирования финансового рынка.

Несмотря на определенный рост знаний населения в финансовых вопросах, достигнутый уровень экономической грамотности, к сожалению, нельзя признать достаточным. Для большинства населения существенные проблемы представляет специфика осуществления финансовых сделок, необходимость осознания статуса ценной бумаги, существующей в бездокументарной форме (либо документарной с обязательным централизованным хранением). Население, как правило, не сопоставляет между собой доходность и надежность актива, не привыкло платить за финансовые и банковские услуги, с непониманием встречает обычные для профессиональных участников рынка условия.

Указанную проблему предлагается решать путем создания системы постоянного информирования и консультирования граждан о возможностях решения социальных проблем с помощью инструментов и механизмов финансового рынка, включая сферы жилищного и пенсионного обеспечения, образования и медицины.

Система постоянного информирования и консультирования по базовым вопросам финансового рынка (законодательство, механизмы работы, инструменты, правила взаимодействия профессиональных участников финансового рынка и неквалифицированных инвесторов и потребителей) должны включать в себя:

- постоянные рубрики в средствах массовой информации Москвы по тематике личных финансов и инвестиций;

- "горячую линию" для москвичей с возможностью задавать вопросы и получать ответы по телефону, обычной и электронной почте;