Действующий

О развитии городской информационно-справочной системы Москвы (с изменениями на 31 июля 2007 года)

4. Мировой опыт организации городских
информационно-справочных систем

В настоящее время столицы развитых стран и крупные города не обходятся без системы хранения, обновления и поставки потребителям текущей справочной информации о городе и его истории, функционировании органов городского управления, жизнедеятельности города. В отдельных случаях доставка справочной информации потребителям осуществляется через создание пунктов распространения (киосков) справочной информации в бумажном виде (буклеты, проспекты). Как правило, одновременно с этим операторы киоска имеют доступ к базам данных, позволяющим предоставлять расширенный объем информации. Такие информационные киоски для туристов существуют в Вене, Париже, Праге, Берлине и других городах.

В большинстве крупных городов, создававших или обновлявших свои информационно-справочные системы в течение последних десяти лет, информационно-справочная служба строится на основе различных вариантов систем с удаленным доступом к централизованным информационным ресурсам. При таком подходе посредником между пользователем и системой является оператор или дружественный диалоговый интерфейс программы доступа. В целях повышения доступности к информационным ресурсам в таких системах, как правило, используется самый широкий набор инструментов, обеспечивающих доступ к информации (персональные компьютеры, киоски, телефоны, расположенные в людных местах).

Существуют и информационно-справочные системы позволяющие осуществлять отдельные операции и регистрационные действия.

Оказываемые государственными службами справочно-информационные услуги должны быть доступны всем и, может быть, даже в большей степени малоимущим слоям населения. Поэтому в странах с низким процентом оснащенности населения современными средствами коммуникаций особенно актуальна задача формирования инфраструктуры городских информационных служб, размещение общедоступных справочных терминалов.

Изучение опыта крупных городов стран СНГ и России по организации доступа к информационно-справочным ресурсам показывает, что все такие системы носят частный, фрагментарный или узко прикладной характер и пока еще не претендуют на создание единой информационно-справочной системы, ориентированной на широкий круг пользователей.