Представленный законопроект разработан в целях обеспечения возможности содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних органов здравоохранения или социальной защиты населения детей иностранных граждан, временно оставшихся без их попечения и оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с помещением их родителей или иных законных представителей, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения по решениям суда.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в специализированные учреждения органов здравоохранения или социальной защиты населения по постановлению лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи несовершеннолетние помещаются только в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы их родителей или иных законных представителей. В то же время содержание иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации, в специальных учреждениях по решениям суда не является основанием для приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних органов здравоохранения или социальной защиты населения находящихся при них несовершеннолетних детей, нуждающихся в связи с возникшими обстоятельствами в социальной реабилитации.
На наш взгляд, отсутствие соответствующей нормы в законодательстве во многом снижает эффективность работы правоохранительных органов по предупреждению нарушений установленного порядка пребывания в Российской Федерации и других правонарушений иностранными гражданами, имеющими при себе несовершеннолетних детей.
По данным ГУВД города Москвы в 2004-2005 годах за попрошайничество в общественных местах органами внутренних дел задержаны более 2,7 тыс. иностранных граждан с несовершеннолетними детьми. При этом только 69 детей были определены в специализированные учреждения органов здравоохранения или социальной защиты населения в связи с отсутствием у их родителей или иных законных представителей документов, подтверждающих родство. В большинстве случаев нарушители привлекались к административной ответственности по статье 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних" и освобождались из органов внутренних дел без принятия решений о депортации или об административном выдворении их за пределы Российской Федерации.
Действующее административное законодательство не предусматривает особого порядка привлечения к административной ответственности иностранных граждан за нарушение ими установленного режима пребывания в Российской Федерации в зависимости от наличия или отсутствия у них несовершеннолетних детей. Субъектом административного правонарушения по статье 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а следовательно лицом, к которому как мера административного наказания применяется административное выдворение за пределы Российской Федерации, является иностранный гражданин или лицо без гражданства. Наличие при нем несовершеннолетних детей не относится к числу обстоятельств, исключающих в соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении. По решению суда до выдворения за пределы Российской Федерации эти лица должны содержаться в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Однако в Положении об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 года N 627, пребывание в таких учреждениях несовершеннолетних детей вместе с их родителями или законными представителями, которым судом назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, не предусмотрено.
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат, поскольку работа с лицами, подпадающими под действие вносимого изменения, будет осуществляться государственными органами в соответствии с их функциями в пределах установленного финансирования.
Предлагаемое законопроектом изменение предоставит правоохранительным органам возможность работать на законных основаниях в рамках судебной процедуры с иностранными гражданами, нарушающими установленный режим пребывания в Российской Федерации и имеющими при себе несовершеннолетних детей, и приведет к оздоровлению миграционной обстановки в Российской Федерации.
Редактор проекта:
первый заместитель начальника
Управления по работе с органами
обеспечения безопасности
Правительства Москвы
В.В.Олейник
15 февраля 2006 года