Рассмотрев поступивший из Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона N 213407-4 "О транспортной безопасности", Московская городская Дума
постановляет:
1. Направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отзыв на проект федерального закона N 213407-4 "О транспортной безопасности", внесенный Правительством Российской Федерации.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель Московской
городской Думы
В.М.Платонов
Вносится Московской
городской Думой
Проект федерального закона N 213407-4 "О транспортной безопасности" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, устанавливает правовые основы деятельности в области обеспечения транспортной безопасности.
В настоящее время основополагающим нормативным правовым актом в сфере безопасности является Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года N 2446-1 "О безопасности", в котором закрепляются понятие безопасности, ее объекты, субъекты, принципы и основные функции обеспечения безопасности. На основе указанного Закона были приняты другие законодательные акты, регулирующие вопросы безопасности применительно к конкретным общественным отношениям.
Вместе с тем, в настоящее время отсутствует единый нормативный правовой акт, который бы устанавливал единую государственную систему обеспечения транспортной безопасности.
По законопроекту имеются следующие замечания:
1. В соответствии со статьей 1 законопроекта под транспортным комплексом понимаются объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, а также транспортные средства.
В то же время следует отметить, что в законопроекте не раскрывается понятие "транспортное средство", что может осложнить применение закона на практике, так как действие его положений предполагается распространить на все виды транспорта, а в действующем законодательстве это понятие закрепляется лишь в отношении автомобильного транспорта.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 законопроекта "оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства, в том числе актов терроризма во всех его формах, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел".
Следует отметить, что формы актов терроризма уже закреплены в Федеральном законе от 25 июля 1998 года N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", то есть на законодательном уровне, а не на уровне подзаконных актов, к которым относятся акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти.
Если в предлагаемой норме имеется в виду определение федеральным органом исполнительной власти угроз совершения актов незаконного вмешательства, то данное полномочие следует конкретизировать, чтобы исключить возможность двоякого и неоднозначного понимания данной нормы.
3. В соответствии со статьей 8 законопроекта требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 законопроекта, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел, а также федеральным органом исполнительной власти в области экономики (вероятно, имеется в виду Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации).
В то же время не понятно, с какой целью необходимо предоставлять указанному органу исполнительной власти данное полномочие, которое не относится к его компетенции.
Аналогичное замечание относится и к пункту 2 статьи 6 законопроекта, предусматривающему, что установление количества категорий и критерий категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
4. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 законопроекта перечень программ подготовки персонала, работа которого непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта.
При этом указанные программы подлежат согласованию компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности, под которым в законопроекте понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
В то же время законопроектом не определен орган, отвечающий за саму разработку указанных программ.
5. В соответствии со статьей 14 законопроекта финансирование обеспечения транспортной безопасности осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, то есть юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующими их на ином законном основании.
Учитывая, что обеспечение безопасности в целом и транспортной безопасности в частности является также обязанностью государства, представляется необходимым предусмотреть в законопроекте возможность финансирования обеспечения транспортной безопасности из федерального бюджета, в том числе путем разработки, принятия и реализации федеральных целевых программ.
Принятие законопроекта позволит создать комплексную единую систему обеспечения транспортной безопасности.
На основании вышеизложенного Московская городская Дума поддерживает законопроект с учетом предложенных замечаний.
Редактор проекта:
депутат Московской городской Думы
И.Ю.Святенко
19 октября 2005 года
Текст документа сверен по:
файл - рассылка Московской городской Думы