2005-2014 годы объявлены ООН "Десятилетием образования для устойчивого развития". Наиболее актуальной в концепции устойчивого развития является экологическая составляющая.
Образование является одним из основных инструментов защиты окружающей среды и охватывает все более широкий круг проблем.
Основной задачей в этой сфере является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня, профессиональных знаний и навыков в области экологии; пропаганда здорового образа жизни.
Основными мероприятиями при реализации системы экологического образования и просвещения в городе Москве должны стать:
- совершенствование системы экологического образования (подготовка педагогических кадров для осуществления экологического образования во всех звеньях воспитательно-образовательной системы; введение в рамках московского регионального компонента учебного курса "Экология", развитие сети экологических экспериментальных площадок на базе общеобразовательных учреждений города). Практика и продвижение образования в интересах устойчивого развития во многом зависит от усилий преподавателей, занимающихся вопросами экологического образования;
- привлечение общественных организаций и объединений к решению экологических вопросов, определенных к реализации в городе: работа с населением по формированию бережного отношения к природе; участие в мероприятиях по сохранению и восстановлению естественных растительных и животных сообществ на особо охраняемых природных территориях города;
- развитие системы подготовки в области рационального природопользования и охраны окружающей среды для руководящих работников в сфере городского управления, производства товаров и услуг;
- создание специальных программ на центральных и местных кабельных каналах телевидения, радио. Освещение актуальных проблем охраны окружающей среды в средствах массовой информации и при помощи социальной рекламы;
- создание при участии общественных экологических организаций системы окружных и районных информационно-просветительских центров для населения;
- развитие эколого-просветительской деятельности на базе особо охраняемых природных территорий, в том числе:
- разработка для каждой дирекции ООПТ пакета просветительских программ, ориентированных на конкретные группы населения, с использованием всего спектра современных форм и методов эколого-просветительской работы;
- работа со школьниками как приоритетная форма эколого-просветительской деятельности на базе ООПТ;
- создание и обустройство экскурсионных экологических троп на территориях всех природных, природно-исторических и экологических парков, природных заказников и крупных памятников природы;
- создание современных информационно-просветительских центров для посетителей ключевых особо охраняемых природных территорий;
- развитие института волонтеров для работы на ООПТ города;
- использование потенциала ООПТ для производственной практики студентов профильных вузов города, выполнения ими курсовых и дипломных работ;
- создание и поддержание веб-сайтов в каждой дирекции ООПТ;
- систематическое освещение вопросов сохранения биологического и ландшафтного разнообразия средствами массовой информации, в первую очередь - электронными;
- функционирование городского центра экологической пропаганды на базе павильона N 62 ВВЦ.
Стратегия развития широкого экологического информирования, образования и просвещения населения должна быть направлена на формирование у москвичей всех возрастов и социальных групп активной общественной позиции как в деле отстаивания своих законных прав на благоприятную окружающую среду, так и в деле практического участия в мероприятиях по формированию такой благоприятной среды, предотвращения и недопущения экологических правонарушений.