Действующий

Об Экологической доктрине города Москвы (с изменениями на 25 октября 2011 года)

II. Цели, задачи и принципы экологической политики города Москвы

Целью экологической политики города Москвы является реализация функции государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов отраслей экономики и социально-экономической сферы, организаций и граждан при принятии любых решений на всех уровнях городского управления, учитывающих и минимизирующих возможные негативные последствия для окружающей среды и здоровья населения.

Основные принципы экологической политики города Москвы включают:

- развитие механизмов предупреждения возникновения потенциальных негативных воздействий на экологию города;

- разработку новых технологических процессов, обеспечивающих совместимость с окружающей средой путем создания экологически чистых энерготехнологических комплексов для переработки и производства материалов, в том числе из техногенных и бытовых отходов;

- компенсацию за причиненный ущерб (загрязнитель платит);

- взаимодействие городской администрации с жителями города при решении вопросов охраны окружающей среды;

- закрепление границ хозяйственного (человеческого) вмешательства в природную среду;

- обеспечение соблюдения природоохранного законодательства в организации хозяйственной деятельности;

- предотвращение негативных экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности;

- отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с непредсказуемым воздействием на природные системы и окружающую среду в целом;

- открытость и доступность экологической информации, прозрачность системы принятия решений в области охраны окружающей среды;

- участие общественных организаций и объединений, органов местного самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и устойчивого развития;

- обеспечение условий формирования здорового образа жизни.

Для достижения поставленной цели в Доктрине устанавливаются на срок до 2010 года и поэтапно обеспечиваются следующие целевые показатели:

- снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха не менее чем на 10% (по загрязняющим веществам - оксидам азота, оксиду углерода, акролеину, бензолу, конденсированным ароматическим соединениям):

- снижение выбросов от ТЭЦ "Мосэнерго" на 23%. В настоящее время на 80% территории Москвы (примерно 835 км) выбросы ТЭЦ "Мосэнерго" дают среднесезонные концентрации диоксида азота - 5-10 мкг/м, что составляет 0,2-0,3 ПДК (в соответствии со Схемой теплоэлектроснабжения города Москвы на период до 2020 года. После реализации Схемы теплоэлектроснабжения площадь с концентрациями 5-10 мкг/м сократится до 30%);

- сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за период 2004-2010 годов на 27717 тыс.тонн (дефис в редакции, введенной в действие с 8 ноября 2011 года постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 507-ПП, - см. предыдущую редакцию);

- снижение выбросов от автотранспортных средств на 10% к 2007 году (в соответствии с переходом на газообразное моторное топливо, соответствующее по качеству современным европейским нормативам (Программа перевода муниципального транспорта на газообразное моторное топливо);

- снижение выбросов по оксидам азота на 20%, по оксиду углерода на 35%, по углеводородам на 52% (изменение структуры автопарка позволит реализовать переход на нормы Евро-2, Евро-3 (проект целевой программы города Москвы "Снижение негативного воздействия автомобильного транспорта на экологию города Москвы на 2005-2007 годы");

- снижение выбросов на 10% от автотранспортных средств к 2007 году (в соответствии с переходом на моторное топливо, соответствующее по качеству современным европейским нормативам и в соответствии с результатами расчета экологической эффективности от внедрения "стандарта организации на бензин и дизельное топливо для автомобильной техники, эксплуатируемой в городе Москве";

- снижение заболеваемости населения, в том числе пневмонией, аллергическим ринитом и бронхиальной астмой, болезням органов кровообращения, онкологическими заболеваниями (в результате выполнения намеченных природоохранных мероприятий по сокращению выбросов автотранспорта наиболее существенно снизятся выбросы по оксидам углерода и азота на всей территории города, а также выбросам углеводородов на территориях, прилегающих к автотрассам. За счет снижения выбросов в атмосферу на территории Москвы можно прогнозировать снижение концентраций диоксида азота на 20%, что составляет 6 мкг/м. Такое снижение концентраций, по данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), может привести к снижению частоты заболеваний нижних дыхательных путей на 4%);

- реабилитация 500 га территорий водоохранных зон (в соответствии с Целевой долгосрочной программой по восстановлению малых рек и водоемов города Москвы на период до 2010 года предусмотрены работы по благоустройству водоохранных зон в 2005-2006 годах - рек Яузы, Городни, Сходни. Градостроительным планом развития территорий Северо-Западного административного округа города Москвы предусмотрено осуществление мероприятий по благоустройству прибрежной зоны в районе Строгино вдоль реки Москвы вокруг Строгинской поймы на площади около 100 га, приведение в порядок прибрежной полосы реки Сходни на территории Куркино (проекты планировки благоустройства и озеленения согласованы Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Предусматривается финансирование разработки проекта развития данной территории на площади 328 га);

- реабилитация 1500 га почвенного покрова (реабилитация почвенного покрова производится при осуществлении озеленительных работ и при строительстве, реконструкции объектов жилищного и иного строительства; предусматривается планируемой программой по охране почв, ежегодно утверждаемыми Правительством Москвы программами озеленительных работ (создание новых объектов озеленения, капитальный ремонт и реконструкция существующих);

- создание новых озелененных территорий на площади 200 га (предусматривается программой восстановления растительных сообществ и биологического разнообразия на особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ), градостроительными планами развития территорий административных округов города Москвы) (дефис в редакции, введенной в действие с 8 ноября 2011 года постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 года N 507-ПП, - см. предыдущую редакцию);

- образование ООПТ на площадях 4342 га (предложения по образованию ООПТ предусмотрены одобренной Правительством Москвы и направленной на утверждение в Московскую городскую Думу Схемой развития и размещения ООПТ в городе Москве);

- цветочное оформление города (с учетом сезонной сменности) на площадях 985 тыс.м. Показатели по цветочному оформлению предусматриваются Генеральными схемами цветочного оформления (в 2004 году были установлены плановые показатели по объемам цветочного оформления на площади 534,68 тыс.м с учетом сезонной сменности, фактически выполнены работы на площади 738,59 тыс.м. По Центральному административному округу города Москвы в 2004 году площадь, занимаемая цветниками, увеличилась на 5% по сравнению с 2003 годом, ежегодными Программами цветочного оформления, распорядительными документами Правительства Москвы по Городским фестивалям цветников города Москвы).

Ключевым условием достижения целевых показателей является гарантированное финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, преимущественно за счет средств городского бюджета, выделенных отдельной строкой в разделе "Охрана окружающей среды".

С учетом изменений, произошедших в федеральном законодательстве в области охраны окружающей среды, Правительством Москвы подготовлены проекты соглашений с Федеральными службами экологического надзора по передаче части полномочий Правительству Москвы и проекты федеральных законов по внесению изменений в действующее федеральное законодательство.

Необходима проработка возможности подготовки Федерального закона "Об обеспечении экологической безопасности города Москвы", учитывающего специфику города Москвы.