Действующий

Об Экологической доктрине города Москвы (с изменениями на 25 октября 2011 года)

5. Управление озелененными территориями

Традиционно особо охраняемые природные территории, озелененные территории (парки, скверы, бульвары, зеленые насаждения вдоль улиц и во дворах) рассматриваются как "дань" экологам и дополнительные затраты бюджета и инвесторов.

Сложности управления "зеленым хозяйством" города связаны с:

- отсутствием утвержденной Генеральной схемы озеленения города Москвы до 2020 года, призванной определять стратегию и внедрение передовых технологий, создание новых объектов озеленения, а также увеличение объема ремонта и реконструкции озелененных территорий;

- крайне неудовлетворительной организацией учета зеленых насаждений в городе (за период 2001-2004 годов проинвентаризировано 30,6% от общей площади озелененных территорий. Не создана и электронная база данных о зеленых насаждениях города);

- недостаточным качеством озеленительных работ, проводимых на объектах гражданского строительства;

- отсутствием взаимодействия между различными контролирующими структурами;

- отсутствием специальных правил содержания зеленых насаждений и ухода за ними на ООПТ (увязанных с задачей сохранения биологического разнообразия).

Создание ООПТ является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Изъятие таких территорий (полностью или частично) из хозяйственного использования имеет исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия города.

В целях реализации целевых показателей предстоит:

- дальнейшее развитие сети особо охраняемых природных территорий;

- повышение эффективности борьбы с нарушениями законодательства об особо охраняемых природных территориях, в том числе с незаконными изъятием и использованием их территорий:

- внесение дополнений в Закон города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" и в Положение о службе охраны особо охраняемых природных территорий города Москвы (утверждено постановлением Правительства Москвы от 9 апреля 2002 года N 262-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве"), устанавливающих расширение полномочий должностных лиц службы охраны ООПТ;

- принятие новых нормативных правовых актов города Москвы, регламентирующих вопросы организации деятельности службы охраны ООПТ, а также предусматривающих создание общественных инспекций по контролю за особо охраняемыми природными территориями;

- создание специализированных подразделений экологической милиции по обеспечению охраны общественного порядка на особо охраняемых природных территориях;

- сохранение и восстановление биологического разнообразия на особо охраняемых природных территориях:

- сохранение и восстановление популяций редких видов дикорастущих растений, создание новых мест их произрастания;

- восстановление защитных местообитаний для диких животных;

- реинтродукция редких видов диких животных;

- функционирование специализированных питомников по разведению в неволе диких животных и выращиванию редких видов растений с целью их последующей реинтродукции;

- проведение специальных мероприятий по сохранению луговых и болотных ассоциаций;

- реабилитация техногенно измененных участков с восстановлением на них естественных растительных сообществ;

- ежегодное проведение учетно-инвентаризационных работ на ООПТ с целью мониторинга состояния животного и растительного мира;

- восстановление еловых, сосновых и широколиственных насаждений;

- обеспечение зимней подкормки диких зверей и птиц в период с ноября по апрель ежегодно;

- укомплектование штатов дирекций особо охраняемых природных территорий специалистами в области биологического разнообразия;

- совершенствование и повышение эффективности государственного управления в области организации и функционирования ООПТ, сохранения биологического разнообразия:

- объединение всех ООПТ города Москвы в единую систему;

- обучение и повышение профессиональной квалификации специалистов, работающих в системе ООПТ города Москвы;

- внедрение практики разработки среднесрочных планов управления для каждой особо охраняемой природной территории;