Традиционно особо охраняемые природные территории, озелененные территории (парки, скверы, бульвары, зеленые насаждения вдоль улиц и во дворах) рассматриваются как "дань" экологам и дополнительные затраты бюджета и инвесторов.
Сложности управления "зеленым хозяйством" города связаны с:
- отсутствием утвержденной Генеральной схемы озеленения города Москвы до 2020 года, призванной определять стратегию и внедрение передовых технологий, создание новых объектов озеленения, а также увеличение объема ремонта и реконструкции озелененных территорий;
- крайне неудовлетворительной организацией учета зеленых насаждений в городе (за период 2001-2004 годов проинвентаризировано 30,6% от общей площади озелененных территорий. Не создана и электронная база данных о зеленых насаждениях города);
- недостаточным качеством озеленительных работ, проводимых на объектах гражданского строительства;
- отсутствием взаимодействия между различными контролирующими структурами;
- отсутствием специальных правил содержания зеленых насаждений и ухода за ними на ООПТ (увязанных с задачей сохранения биологического разнообразия).
Создание ООПТ является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Изъятие таких территорий (полностью или частично) из хозяйственного использования имеет исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия города.
В целях реализации целевых показателей предстоит:
- дальнейшее развитие сети особо охраняемых природных территорий;
- повышение эффективности борьбы с нарушениями законодательства об особо охраняемых природных территориях, в том числе с незаконными изъятием и использованием их территорий:
- внесение дополнений в Закон города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" и в Положение о службе охраны особо охраняемых природных территорий города Москвы (утверждено постановлением Правительства Москвы от 9 апреля 2002 года N 262-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве"), устанавливающих расширение полномочий должностных лиц службы охраны ООПТ;
- принятие новых нормативных правовых актов города Москвы, регламентирующих вопросы организации деятельности службы охраны ООПТ, а также предусматривающих создание общественных инспекций по контролю за особо охраняемыми природными территориями;
- создание специализированных подразделений экологической милиции по обеспечению охраны общественного порядка на особо охраняемых природных территориях;
- сохранение и восстановление биологического разнообразия на особо охраняемых природных территориях:
- сохранение и восстановление популяций редких видов дикорастущих растений, создание новых мест их произрастания;
- восстановление защитных местообитаний для диких животных;
- реинтродукция редких видов диких животных;
- функционирование специализированных питомников по разведению в неволе диких животных и выращиванию редких видов растений с целью их последующей реинтродукции;
- проведение специальных мероприятий по сохранению луговых и болотных ассоциаций;
- реабилитация техногенно измененных участков с восстановлением на них естественных растительных сообществ;
- ежегодное проведение учетно-инвентаризационных работ на ООПТ с целью мониторинга состояния животного и растительного мира;
- восстановление еловых, сосновых и широколиственных насаждений;
- обеспечение зимней подкормки диких зверей и птиц в период с ноября по апрель ежегодно;
- укомплектование штатов дирекций особо охраняемых природных территорий специалистами в области биологического разнообразия;
- совершенствование и повышение эффективности государственного управления в области организации и функционирования ООПТ, сохранения биологического разнообразия:
- объединение всех ООПТ города Москвы в единую систему;
- обучение и повышение профессиональной квалификации специалистов, работающих в системе ООПТ города Москвы;
- внедрение практики разработки среднесрочных планов управления для каждой особо охраняемой природной территории;