В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) субъекты Российской Федерации лишены полномочий по решению жизненно важных проблем социальной защиты инвалидов. В нарушение статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы предоставления мер социальной защиты и услуг по реабилитации инвалидов отнесены с 1 января 2005 года к исключительной компетенции Российской Федерации. При этом из статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" исключена компетенция субъектов Российской Федерации принимать свои законодательные акты в данной области, а также предусматривать отдельной строкой в своих бюджетах расходы на указанные меры социальной защиты. Таким образом, не обеспечена преемственность в подходах к обеспечению социальной интеграции инвалидов в общество как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это повлекло за собой снижение в городе Москве уровня социальной защищенности данной категории граждан.
В то же время в Федеральном законе N 122-ФЗ на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность сохранить ранее достигнутый в регионах уровень социальной поддержки граждан, что невозможно без закрепления за субъектами Российской Федерации соответствующих полномочий в области социальной защиты инвалидов (только расходными обязательствами федерального бюджета достигнутый ранее в регионах уровень социальной поддержки граждан сохранить не удастся).
До 1 января 2005 года практически все субъекты Российской Федерации начали активно формировать свои региональные системы социальной защиты инвалидов: принимались целевые программы, устанавливались дополнительные льготы инвалидам и их общественным организациям, осуществлялось целевое финансирование из местных бюджетов. В результате этих действий за последние годы сформировалось позитивное отношение в обществе к проблемам инвалидов, произошли существенные изменения в их социальном положении. После принятия Федерального закона N 122-ФЗ данная работа практически остановлена, что вызывает негативную реакцию со стороны инвалидов и их общественных организаций.
Учитывая изложенное, предлагаем внести в статью 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" изменения, направленные на решение сложившейся ситуации.
Редактор проекта:
депутат
Е.В.Герасимов
21 сентября 2005 года