В связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации возникла необходимость внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, введенный в действие с 1 июля 2002 года.
1. Нормы статей 7.21-7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разрабатывались на основе норм Жилищного кодекса РСФСР.
Основная цель данного законопроекта - приведение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Так, Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 16) относит к жилым помещениям жилой дом, часть жилого дома; квартиру, часть квартиры; комнату.
При этом определяется, что жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании; квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме. Тем самым, Жилищный кодекс Российской Федерации относит жилой дом к жилым помещениям и разделяет понятия "многоквартирный дом" и "жилой дом".
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 7.21 и 7.22) жилые дома, жилые помещения в многоквартирных домах, просто жилые помещения - различные объекты правонарушений. Кроме того, в данных статьях предусматривается ответственность за "переоборудование" жилых домов и (или) жилых помещений, тогда как в Жилищном кодексе Российской Федерации используются иные понятия - "переустройство" и "перепланировка" жилых помещений.
2. Статья 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение правил пользования жилыми помещениями. При этом в соответствии с данной статьей нарушением указанных правил пользования являются: порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению (часть 1), самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных жилых домах (часть 2).
Субъектом данного правонарушения являются только граждане. Однако Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не учтено, что жилые помещения могут принадлежать не только гражданам, но и юридическим лицам, допускающим совершение аналогичных правонарушений. В этой связи представляется целесообразным дополнить статью 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрев ответственность за нарушение правил пользования жилыми помещениями не только граждан, но и юридических лиц.
В целях приведения статьи 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации предлагается "самовольное переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений" (часть 1), а также "самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах" (часть 2) заменить на "самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых помещений".
3. Статья 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение правил ремонта жилых домов и жилых помещений. Учитывая, что жилые дома в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации отнесены к жилым помещениям, предлагается в названии данной статьи слова "жилых домов" заменить на "многоквартирных домов".
Субъектами правонарушения в данной статье являются должностные и юридические лица, ответственные за содержание жилых домов и жилых помещений.
Вместе с тем, ремонт жилых помещений и (или) многоквартирных домов проводится не только указанными лицами, но и иными субъектами, что предполагает необходимость распространения административной ответственности на любое лицо, осуществляющее ремонтные работы и допускающее нарушение соответствующих правил.
В законопроекте предлагается исключить из статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ограничение, связанное с привлечением к ответственности только лиц, ответственных за содержание жилых домов, жилых помещений, и дополнить данную статью новой нормой, предусмотрев административную ответственность за нарушение правил содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме (наличие данных правил предусмотрено частью 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что размер административного штрафа, предусмотренный статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достаточно высок (от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда), а последствия нарушения правил содержания и ремонта многоквартирных домов и (или) жилых помещений могут быть различны, предлагается изменить размер административного штрафа за данный вид административного правонарушения, снизив его начальный порог.
Кроме того, в целях дифференциации административной ответственности предлагается разграничить различные составы административных правонарушений в отдельных частях статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:
1) в часть 1 - описание составов административных правонарушений, связанных с нарушением правил содержания и ремонта многоквартирных домов или общего имущества в многоквартирном доме, самовольным переустройством и (или) перепланировкой многоквартирных домов, нежилых помещений и мест общего пользования в многоквартирных домах;
2) в часть 2 - описание составов административных правонарушений, связанных с нарушением порядка признания жилого помещения и (или) многоквартирного дома непригодными для проживания, а также несоблюдением порядка перевода нежилого помещения в жилое либо жилого помещения в нежилое.
4. Учитывая, что правила предоставления коммунальных услуг включают в себя требования по нормативному уровню и режиму обеспечения коммунальными услугами, предлагается наименование статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложить в следующей редакции: "Нарушение правил предоставления коммунальных услуг".
При этом предлагается дополнить данную статью новыми составами административных правонарушений, предусмотрев ответственность юридических и должностных лиц за:
1) нарушение правил предоставления коммунальных услуг;
2) нарушение порядка перерасчета жилищно-коммунальных платежей в следующих случаях, предусмотренных законодательством:
за период временного отсутствия граждан (часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации);
при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (часть 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации);
в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (часть 10 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Московская городская Дума
Редактор проекта:
депутат В.А.Шапошников
21 сентября 2005 года