Недействующий

О Комплексной целевой среднесрочной программе осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы (с изменениями на 28 октября 2008 года) (утратило силу)

1. Общие положения


Настоящая Программа определяет основы деятельности города Москвы как субъекта Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом и представляет собой систему принципов и мер, направленных на консолидацию и укрепление "русского мира" как социокультурного феномена путем подключения потенциала города Москвы к реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом. В Программе учитываются экономические, социальные, культурные и иные приоритеты и возможности города Москвы, хозяйствующих субъектов, образовательных, культурных, научно-исследовательских, общественных и информационных организаций, позволяющих эффективно взаимодействовать с российской диаспорой за рубежом.

В своей деятельности по поддержке соотечественников за рубежом город Москва также использует потенциал соответствующих международных организаций, законно и легально функционирующих в странах проживания российских соотечественников. Прежде всего, это Международный союз общественных объединений "Международный Совет российских соотечественников" и Международный союз общественных объединений "Международная ассоциация молодежных организаций российских соотечественников", а также Международное педагогическое общество. Город Москва будет использовать все возможные формы сотрудничества с зарубежной российской диаспорой и ориентируется на различные социальные, культурные и религиозные слои и группы, объединенные понятием "соотечественники за рубежом".

В Программе нашли свое логическое продолжение мероприятия по поддержке соотечественников за рубежом, проводимые органами исполнительной власти города Москвы и негосударственными некоммерческими организациями в предшествующий период в рамках Комплексной целевой среднесрочной программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы.

1.1. Опыт реализации Программы в 2003-2005 годах.

Результаты реализации Комплексной целевой среднесрочной программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы свидетельствуют о достижении нового качественного уровня в работе города Москвы с соотечественниками за рубежом.

Создан и приступил к работе Международный союз общественных объединений "Международный Совет российских соотечественников" (далее - МСРС), основными задачами которого являются содействие консолидации "русского мира", сохранение и развитие русского языка и культуры за пределами России, защита гражданских и социально-экономических прав соотечественников. Становление этой организации наглядно доказывает способность российской диаспоры к самоорганизации и внутреннему структурированию. После регистрации (аккредитации) МСРС при международных организациях (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы и др.) значительно возросла его роль в деле координации деятельности российской диаспоры, усилении его влияния в странах проживания, а также во взаимоотношениях с уже существующими международными организациями соотечественников (ассоциациями греков, китайцев, евреев и др.).

Открылось и приступило к работе Государственное учреждение города Москвы "Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом - Московский Дом соотечественника" (далее - МДС), ставшее с 2004 года организационным центром реализации программ и проектов города Москвы по работе с российской диаспорой, координирующим работу с соотечественниками различных общественных, политических, деловых, научных и других организаций города (некоммерческих организаций, Института стран СНГ и др.).

Важными звеньями во взаимоотношениях с российской диаспорой становятся Дома Москвы в различных странах и городах - Риге (Латвия), Софии (Болгария), Бишкеке (Киргизия), Симферополе (Украина). Деятельность этого качественно нового института заняла достойное место в реализации программ и проектов по поддержке соотечественников за рубежом, особенно экономического и культурно-просветительного характера.

Накоплен опыт проведения крупных совместных международных мероприятий МДС, МСРС, Правительства Москвы. Одним из них, широко освещавшимся международной и российской прессой, стало проведение в городе Москве в декабре 2004 года Церемонии вручения Почетной награды Правительства Москвы и МСРС "Соотечественник года - 2004".

Знаменательным событием явилось также совместное проведение МСРС, МДС и Правительством Москвы Первого Форума представителей молодежных организаций соотечественников, завершившегося образованием Международного союза общественных объединений "Международная ассоциация молодежных организаций российских соотечественников" (далее - МАМОРС), представляющего в настоящее время 42 страны мира. Регистрация ассоциации в качестве международной организации заметно усиливает позиции российской диаспоры в странах проживания, привлекает к реализации программ и проектов города Москвы в этой сфере молодежь - наиболее социально активную, мобильную и перспективную часть "русского мира".

Выполнение мероприятий программы поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы обусловило необходимость создания новой программы города Москвы по работе с российской диаспорой - Комплексной целевой среднесрочной программы осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы. Это позволит на основе накопленного опыта, а также опыта других субъектов Российской Федерации, использования результатов научно-аналитических исследований скорректировать приоритеты и основные задачи в сфере поддержки соотечественников за рубежом, определить перечень мероприятий и объем финансирования с разбивкой по годам (2006 год, 2007 год, 2008 год).

Особое внимание в период 2006-2008 годов будет уделено вопросам поддержки соотечественников в экономической сфере.

Таким образом, Комплексная целевая среднесрочная программа осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 годы, с одной стороны, сохраняет все доказавшие свою эффективность и пользующиеся одобрением соотечественников направления деятельности города Москвы, а с другой стороны - намечает новые.

1.2. Российская диаспора сегодня.

Положение русскоязычного населения в ряде стран ближнего зарубежья остается фактором, существенно осложняющим развитие отношений с данными государствами. Соотечественники в странах СНГ и Балтии испытывают трудности в реализации своих гражданских прав, не всегда имеют возможность влиять на принятие решений, касающихся положения российской диаспоры. Существенно ограничены для представителей нетитульных национальностей (большинство из которых составляют русские и "русскоязычные") права на труд и на занятие должностей в государственных структурах, получение образования и информации на родном языке, на сохранение этнокультурной самобытности.

За прошедшие годы в диаспоре нового зарубежья произошли качественные изменения. Сформировалась социально-адаптированная часть российской диаспоры, "вписавшаяся" в новые реалии и при этом желающая сохранить духовные и культурные связи с Россией. При организации системного взаимодействия с социально адаптированной частью российской диаспоры, заинтересованной в экономическом, культурном, информационном сотрудничестве с организациями города Москвы, создается не только мощный инструмент реализации российских интересов, но и появляются внутренние условия для финансовой, социальной и политической поддержки остальных слоев диаспоры.

Внутри российской диаспоры можно вычленить разные социальные слои и группы. Соответственно, одной из основных задач становится формирование механизмов и моделей взаимодействия между различными группами, составляющими основу российской диаспоры, поиск объединяющей их идеи.

Основные группы, способные обеспечить сохранение и развитие российской диаспоры:

- интеллектуальные круги диаспоры, творцы и хранители духовного наследия;

- деловые круги диаспоры, обеспечивающие экономическую основу выживания;

- общественно-политические круги, создающие политико-правовые условия для сохранения диаспоры и нормального функционирования ее институтов;

- молодежь, способная обеспечить будущее российской диаспоры.

Российская диаспора дальнего зарубежья в целом позитивно относится к России и готова оказывать содействие становлению российской диаспоры в странах СНГ и Балтии путем передачи опыта, накопленного в процессе выживания в инонациональной среде. Эта часть "русского мира" активно боролась за сохранение этнокультурной идентичности, русского языка и культуры, отстаивала свои гражданские права, выработала свои механизмы адаптации к новым жизненным условиям.