Миграционные перемещения, обусловленные геополитическими и экономическими последствиями распада СССР, в короткие сроки изменили социальный и этнокультурный облик населения столицы.
Одна из главных социокультурных проблем столицы состоит в том, что в сознании значительной части москвичей доминирует традиционный образ Москвы как "русского города", а восприятие инокультурных жителей - как гостей столицы. В свою очередь в сознании многих прибывающих в столицу граждан из регионов страны Москва - это центр многонационального государства, а у мигрантов из других государств формируется образ Москвы как исключительно делового центра, лишенного эмоционально насыщенного культурного контекста.
В столице имеют место заметные барьеры во взаимопонимании между москвичами и мигрантами, ставшими жителями Москвы в течение последнего десятилетия. Эти барьеры приобретают все более отчетливые очертания в связи с изменением этнического и конфессионального состава населения Москвы, политизацией этничности, непрофессионализмом СМИ в освещении этноконтактной ситуации, угрозой осуществления террористических актов в Москве.
По результатам социологических исследований 47%* москвичей негативно воспринимают присутствие в Москве представителей определенных этнических групп, 29%*** поддерживают шовинистические лозунги. 84%** считают, что межнациональные отношения в Москве в той или иной мере напряженные. Однако лишь 35% непосредственно сталкивались с ситуациями, охарактеризованными ими, зачастую необоснованно, как противоречия на межнациональной почве. Данные показатели позволяют свидетельствовать о степени распространенности негативных стереотипов в московском сообществе.
________________
* Исследования Института социальных систем МГУ им.М.В.Ломоносова (2004 год).
** Исследования Центра этносоциологии Института этнологии и антропологии РАН (декабрь-январь 2004 год).
*** Исследования Института социально-политических исследований РАН (2003 год).
Конкретные формы и факты проявления экстремизма, национальной розни и необоснованного социального протеста, их строгая идентификация, квалификация, регистрация, учет, отчетность, анализ и прогноз, как ныне широко распространенные и исключительно опасные, требуют особого определения и самостоятельного изучения.
Внутреннюю ситуацию в столице нельзя рассматривать вне контекста общемировых процессов, и в первую очередь, процесса глобализации, который оказывает заметное влияние на этническое самосознание. Эскалация "иных" жизненных ценностей, нередко не соответствующих традиционным установкам российских граждан, стимулирует этническую мобилизацию представителей различных национальностей. Этническое самосознание начинает выполнять защитные функции. Это относится и к значительной части русского населения Москвы, от ценностных ориентиров и установок которого серьезнейшим образом зависит направленность и характер трансформации московского общества в современных условиях.
Согласно последней переписи населения 2002 года, русские составляют 84,8% населения столицы. Поэтому, если рассматривать межнациональные отношения в городе не только как взаимоотношения между представителями различных национальностей, но и как взаимоотношения этнических групп по их численности, то ситуация может быть охарактеризована подобно той, что есть во всех мегаполисах многоэтничных государств - отношения большинства и меньшинства.
Однако подход, основанный на антитезе "этническое большинство - этническое меньшинство", не способен охватить сложность имеющихся явлений, а самое главное - противоречит тенденциям и, тем более, перспективам развития Москвы.
Решение вопросов межнациональных отношений в городе методами, обычно применяемыми к федеративному государству в целом, влечет за собой безосновательное дробление москвичей на различные "диаспорные" группы и усугубление бытующих стереотипов.
Отчетливо проявляется тенденция мобилизации большинства, под которым следует понимать не столько этническую категорию, сколько московскую идентичность. Москвичи, особенно в условиях идущих трансформационных процессов, начинают ощущать угрозу утраты ценностей московской соционормативной культуры.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что этнические группы, как правило, сильно дифференцированы не только социально, но и по степени выраженности этнической идентичности. Внутренние различия могут быть настолько существенны, что говорить о единых этнических группах и их единых интересах зачастую нет основания. Это характерно и для русских жителей Москвы.
В последние годы проявляются не только межгрупповые, но и внутригрупповые противоречия между коренными или укорененными москвичами различных национальностей и новыми мигрантскими, в том числе диаспорными группами.
В качестве ответной реакции на случаи дискриминации по коллективному признаку могут формироваться замкнутые корпоративные группы по этническому признаку, что, в свою очередь, тормозит интеграционные процессы.
В силу многих причин фактически отсутствуют полные достоверные данные об этносоциальной и межпоколенной динамике этносоциальных процессов, этнодемогра-фической, конфессиональной структурах населения столицы.
Учет нелегальных экономических мигрантов, а также транзитных мигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья оказался затруднительным из-за прозрачности многих участков границы России.
В последние 15 лет существенно изменилась мотивация "этнической" миграции в Россию и, в частности, в Москву. Если раньше она была обусловлена стремлением выйти за рамки своего региона, приобщиться к мировой культуре, получить престижное образование, то в последнее время миграция приобрела во многом вынужденный характер и в основном стимулируется поисками работы.
В некоторых сообществах недавних мигрантов проявляется тенденция к формированию замкнутой, изолированной от общемосковской, субкультуры.
Остро стоит проблема адаптации мигрантов к условиям столичной жизни и их восприятия в московском сообществе. Успех их социальной адаптации зависит не только от того, каковы стремления самих этих людей, каковы их возможности реализовать себя в новом для них сообществе, но и от понимания и участия в их судьбе доминирующей категории - москвичей.
В настоящее время все более заметное значение в национальном самоопределении приобретает конфессиональная составляющая.
В этой связи особого внимания заслуживает процесс политизации религиозного фактора, который при определенных обстоятельствах может послужить созданию предпосылок для эксплуатации религиозных ценностей при достижении политических целей и осуществления корпоративных интересов, а также формированию благоприятной почвы для распространения ультраэкстремистских идеологий, сепаратистских воззрений и сопряженных с этим действий.
В этом контексте особое значение приобретает задача создания оптимальной информационной среды, способствующей просвещению, повышению эффективности межконфессионального диалога, профилактике экстремизма на религиозной почве.