Основной социально-экономический эффект от реализации Программы состоит в повышении эффективности работы Правительства Москвы, префектур, управ районов, общественных организаций и национальных объединений по формированию в столице гражданской солидарности, культуры мира и согласия, духовного единства москвичей.
Реализация Программы позволит:
1. Создать целостную систему регулирования процессов межнациональных отношений в Москве; утвердить представление о взаимодополняемости этнической и общегражданской идентичности среди жителей Москвы различных национальностей; консолидировать многонациональное население столичного мегаполиса на основе базовых ценностей гражданского общества; снизить степень распространенности негативных этноконтактных установок в московском мегаполисе до 35%, в том числе по годам: 2005 - 46-45%, 2006 - 45-40%, 2007 - 40-35%.
2. Разработать нормативную и методическую базу в области совершенствования межнациональных отношений в Москве, внедрить управленческие и организационные методы работы, содействующие формированию гражданской солидарности, и с целью противодействия проявлениям экстремизма, дискриминации по национальному и конфессиональному признакам.
3. Осуществлять экспертизу и мониторинг проявлений экстремизма и дискриминации в столичном мегаполисе, находить пути их предупреждения.
4. Определять потенциальные экономические потери городской инфрастуктуры, отраслей производства и социальной сферы от возможных актов экстремизма и межнациональной розни. Выявлять экономическую составляющую конфликтности на этнической почве, то есть ущерб, наносимый бюджету города Москвы и столичной экономике нерегулируемой миграцией и недостаточной эффективностью работы органов власти с неправительственными организациями.
5. Повысить эффективность расходов бюджета города Москвы на обеспечение безопасности.
Выполнение этих задач позволит улучшить инвестиционный климат и повысить инвестиционную привлекательность города, обеспечить рост на 20-30% туристического потока* и в целом оживить деловую активность столицы, позволив добиться позитивного изменения устоявшихся в обществе этноконтактных установок. Приведенные выше показатели рассчитаны при условии сохранения действующих тенденций развития столичного мегаполиса и внешних факторов.
________________
* Расчет проводился Институтом региональных экономических исследований и НИИ статистики Госкомстата РФ (2004).
В условиях более благоприятных внешних факторов будет возможен оптимистический сценарий реализации программы, характеризующийся увеличением темпов экономического роста в регионах России и в сопредельных странах, благоприятными социальными и демографическими факторами, способствующими активной работе в области межнациональных отношений, преодолению негативных этностереотипов, связанных с экономическими миграцией, уменьшению межнациональной напряженности и существенному снижению доли москвичей, негативно относящихся к представителям других национальностей.
В случае неблагоприятной внешней среды, осуществления террористических актов, возможного ухудшения социально-экономической ситуации в сопредельных странах, сопровождаемых ростом нелегальной миграции, а также возрастания социальной напряженности, развитие программы пойдет по пессимистическому сценарию, при котором доля москвичей, негативно воспринимающих присутствие в Москве представителей определенных этнических групп, может возрасти на 30-35% в зависимости от характера социальной напряженности.
Прямой экономический ущерб (разрушение объектов, ущерб здоровью и гибель людей) составит около 1 млрд. рублей, а косвенный ущерб (сокращение доходов от туризма, ухудшение инвестиционного климата) превысит 7 млрд.рублей*.
________________
* Расчет проводился ИРЭИ совместно с НИИ статистики Госкомстата РФ.
Результаты реализации Программы будут регулярно размещаться на сайтах Мосинформцентра, Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, ГУ "Московский дом национальностей", Центра межнационального образования "Этносфера" и других, в специальных изданиях, а также в официальных изданиях Правительства Москвы. В конечном итоге создание целостной системы регулирования процессов межнациональных отношений в Москве обеспечит повышенную устойчивость столичного социума к неблагоприятным внешним воздействиям, а также к противоречиям, порождаемым накопленным в предыдущие годы потенциалом латентной конфликтности, позволит сформировать основы эффективной политики Правительства Москвы, направленные на формирование высокой культуры межнационального взаимодействия, дальнейшее развитие гражданского общества в Москве, достижение мира и гражданского согласия.