Два налога - налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций - обеспечили в 2004 году более 68% собственных доходов и более 81% налоговых доходов городского бюджета.
Удельный вес этих налогов в доходах города будет возрастать и в предстоящие годы.
При этом рост поступлений налога на доходы физических лиц будет происходить пропорционально росту заработной платы.
Поступления налога на прибыль определяются, с одной стороны, сохранением достаточно высоких темпов развития реального сектора экономики, а также финансово-кредитных организаций. С другой стороны, относительно негативными прогнозами по экспортным ценам на нефть и газ, а также существенным изменением федерального законодательства.
Прогнозируемое Минэкономразвития Российской Федерации снижение цен на внешнем рынке на российскую нефть к 2007 году на 15%, а также на экспортируемый газ на 10% приведет к некоторому сокращению поступлений налога на прибыль в городской бюджет от этого сектора экономики относительно уровня II полугодия 2004 года и I полугодия 2005 года.
Дополнительные потери налога на прибыль будут вызваны предстоящими в 2006 году изменениями налогового законодательства: введением "амортизационной премии", увеличением верхнего предела для уменьшения налоговой базы на сумму убытков, полученных в предшествующие годы, изменением порядка отнесения затрат на НИОКР, повышением ставки налога на добычу полезных ископаемых.
Поступление акцизов в городской бюджет в предстоящий период рассчитано с учетом индексации ставок, предусмотренной перспективным финансовым планом Российской Федерации: на 9,0% в 2006 году, на 6,5% в 2007 году и на 4,75% в 2008 году.
Характер изменений федерального законодательства о земельном налоге заставляет предположить, что, несмотря на существенное увеличение кадастровой стоимости земельных участков, общий размер этого налога не увеличится.
Снижение налоговых поступлений вследствие федеральной налоговой реформы в предыдущие годы компенсировалось в определенной мере увеличением доходов от управления городским имуществом. Однако дальнейшее использование этого ресурса сталкивается с рядом ограничений.
Снизилась доходность инвестиций в жилищное строительство. После спекулятивного роста цен в 2002-2003 годах наступила полугодовая их стагнация в 2004 году, а возобновившийся рост примерно соответствует инфляции в строительстве.
Значительно сокращают возможности получения компенсаций при заключении инвестиционных контрактов изменения, внесенные в Градостроительный и Жилищный кодексы Российской Федерации.
Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, решающее значение для наполнения доходной части городского бюджета приобретает развитие реального сектора экономики Москвы и эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на его поддержку.
Ряд мер предстоит осуществить для стабилизации доходов от управления имуществом города Москвы в условиях меняющегося федерального законодательства.
Предполагается постепенное, по мере истечения срока действующих, изменение договоров аренды нежилых помещений с тем, чтобы предусмотреть в них параметры расчета арендной платы на весь прогнозируемый период, исключив необходимость их ежегодного согласования и перерегистрации. Такой подход позволит создать стабильные условия для хозяйственной деятельности арендаторов.
Для увеличения доходов от участия города Москвы в хозяйственных обществах предусматривается реализовать утвержденную Правительством Москвы Программу реструктуризации городского пакета акций, а также обеспечить привлечение профессиональных управляющих к управлению пакетами акций. Намечено активизировать приватизацию унитарных предприятий города Москвы, а также приватизацию пакетов акций.
Собственные доходы городского бюджета (без свободного остатка, займов и субвенций) в предстоящий период прогнозируются в объемах:
(млрд.руб.) | ||||
2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |
Налоговые доходы | 338,3 | 403,5 | 446,1 | 492,9 |
Прочие доходы, включая | 67,9 | 56,4 | 60,2 | 61,4 |
В предстоящий период намечено продолжить реализацию решений Правительства Москвы об опережающем росте заработной платы в отраслях социальной сферы.
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Среднегодовой прожиточный минимум трудоспособного населения (рублей) | 3020 | 3587 | 4108 | 4760 | 5335 | 5910 | 6483 |
Среднегодовая зарплата I разряда ЕТС в месяц (руб.) | 1157 | 1650 | 2058 | 2983 | 4267 | 5583 | 6483 |
Доля среднегодовой | 40,3 | 46,0 | 50,1 | 62,7 | 80,0 | 94,5 | 100,0 |
Затраты на заработную | 20,43 | 24,99 | 37,33 | 49,10 | 67,71 | 92,09 | 117,87 |
Темпы роста затрат на | 162 | 122 | 149 | 132 | 138 | 136 | 128 |
Проект финансового плана предусматривает также сохранение городских доплат к государственным пенсиям до прожиточного минимума, а также увеличение размера пособий на детей.
Намечаемая динамика тарифов на жилищно-коммунальные услуги в предстоящий период учитывает рост доходов жителей города Москвы, прежде всего малообеспеченной его части, прогноз Правительства Российской Федерации на изменение цен на газ и электроэнергию, продолжение линии на ликвидацию перекрестного, за счет организаций, субсидирования тарифов для населения и бюджетных учреждений.
Одновременно предусматривается увеличение расходов бюджета на выплату субсидий малообеспеченным семьям для оплаты жилищно-коммунальных услуг.
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Среднегодовая стоимость ЖКУ для населения, руб. в расчете на кв. м. в месяц | 12,21 | 16,60 | 21,90 | 29,21 | 36,64 | 45,93 | 57,33 |
Индекс роста цен на ЖКУ для населения | 1,32 | 1,36 | 1,32 | 1,33 | 1,25 | 1,25 | 1,25 |
Количество семей, получающих жилищные | 334,5 | 338,5 | 383,7 | 490,0 | 520,0 | 530,0 | 540,0 |
Жилищные субсидии | 0,75 | 1,28 | 2,21 | 4,05 | 5,01 | 6,11 | 7,63 |