Динамичность развития Москвы, как столичного мегаполиса, определяет сохраняющуюся высокую миграционную притягательность столицы. Объективно Москва, как мультифункциональный город, постоянно испытывает острый дефицит рабочей силы во многих отраслях городского хозяйства и потребность в стабильном населении.
Миграция стала постоянно действующей экономической составляющей социально-экономического развития столицы. Приток иногородней и иногородней рабочей силы позволяет в целом обеспечивать фактическое развитие таких важных отраслей городского хозяйства как: строительство, транспорт, торговля и общественное питание коммунальное хозяйство и др. За счет миграции поддерживается на приемлемом уровне численность населения города.
Однако по целому ряду составляющих миграция отрицательно влияет на экономическую и общественную жизнь столицы, осложняет ее санитарно-эпидемиологическую ситуацию, затрагивает безопасность жителей города.
Несовершенство системы регистрации иностранцев и официального механизма привлечения и использования иностранной рабочей силы привели к тому, что значительная часть миграции стала незаконной и обслуживает теневой сектор экономики.
Отсутствие в стране политики интеграции законных мигрантов является причиной дальнейшего сохранения их неопределенного положения в течение длительного времени, и как следствие - массовой маргинализации и нарушения прав мигрантов, распространения принудительного труда.
Развитие теневых отношений в области миграции связана по-прежнему с неспособностью ответственных структур в полной мере обеспечивать законную миграцию, отсутствием миграционной инфраструктуры, в том числе общежитий и гостиниц для иностранной и иногородней рабочей силы, надежных, действующих официально и законно, государственных и частных служб по оказанию услуг в подборе работы, слабостью юридического сопровождения трудовой миграции в условиях абсолютного доминирования неофициальных каналов и неформальных связей между работодателями и привлекаемой рабочей силой.
Нестабильность структуры управления, обеспечивающей легитимность миграции и практическую реализацию прав законных мигрантов, еще более усугубляет положение.
Учитывая, что ответственность за миграционную ситуацию на территории субъекта Российской Федерации фактически лежит на органах государственной власти данного субъекта Российской Федерации, возникает необходимость принятия дополнительных мер, направленных на регулирование численности и улучшение структуры притока мигрантов, а также мер по сдерживанию интеллектуальной эмиграции.
В городе также не в полной мере выстроена вертикаль регулирования миграции, вне которой находятся префектуры административных округов города Москвы и районные управы. Оценка положения мигрантов в округах и таких показателей, как их численность, социальный, возрастной и семейный состав, а также занятость, проживание, влияние на ситуацию в муниципальных образованиях, степень давления на социальную сферу, систему здравоохранения и образования не производится. Деятельность милиции, префектур и муниципальных властей ориентирована в основном на борьбу с правонарушениями среди мигрантов.
В связи с этим необходимо четкое определение роли органов государственного управления субъектов Федерации в регулировании миграционных процессов в России в целом и в Москве, как субъекте Российской Федерации, с учетом целей и на основе принципов, определенных Концепцией регулирования миграционных процессов в Российской Федерации и в соответствии с Планом мероприятий по ее реализации.
Одним из основных механизмов реализации Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации определены региональные миграционные программы.
В этой связи, учитывая необходимость сохранения преемственности в программном регулировании миграции и в соответствии с поручением Мэра Москвы, Комитетом межрегиональных связей и национальной политики подготовлена Московская городская миграционная программа на 2005-2007 годы.