Недействующий

О Московской городской миграционной программе на 2005-2007 годы (с изменениями на 29 мая 2007 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 03.07.2012 N 309-ПП)

Миграционная ситуация в Москве


Москва, как столичный мегаполис, в настоящее время играет роль крупнейшего в Европе центра миграционного притяжения и транзита. Здесь разместилось около 300 посольств иностранных государств и представительств субъектов Российской Федерации, центральные офисы, более 12 тысяч общественных и гуманитарных организаций, около одной тысячи банков. В Москве имеются значительные возможности для образования, медицинского обслуживания и занятия трудовой деятельностью как граждан России, так и иностранцев из ближнего и дальнего зарубежья.

В 2004 году стационарный миграционный прирост в Москве с учетом регистрации мигрантов по месту жительства составил 51,6 тыс.человек. Как и в предыдущие годы, преобладала внутрироссийская миграция - на долю субъектов Российской Федерации приходилось около 91% от общего миграционного прироста. Вторым по значению остается миграционный обмен с государствами - участниками СНГ и странами Балтии. Миграционный оборот со странами дальнего зарубежья характеризуется отрицательными величинами.

В отличие от предыдущих лет стационарный миграционный прирост в 2004 году восполнил естественную убыль населения, которая составила 39,2 тыс.человек (в 2003 году миграционный прирост был равен 50,7 тыс.человек при естественной убыли в 41,4 тыс.человек).

В целом, по оценкам специалистов, численность дневного населения Москвы с учетом всех потоков миграции достигает 13-14 млн.человек при постоянной численности населения 10,4 млн.человек (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года). При этом плотность постоянного населения в столице составляет около 10 тыс.человек на кв.км, что в 140 раз превышает данный показатель в целом по Центральному федеральному округу.

Однако о реальной численности населения можно судить лишь по экспертным оценкам из-за не эффективной системы учета мигрантов, пребывающих в столице.

Увеличиваются объемы маятниковой миграции в Москву, которая достигает в сезон до одного миллиона человек. При этом все большая часть иногородних граждан стремится не выезжать ежедневно из столицы, а, снимая жилье, постоянно или вахтовым методом работать в Москве с конечной целью закрепиться в ней. В орбиту маятниковой миграции включаются не только Московская, но и прилегающие к ней области.

В составе маятниковой миграции определенное положение занимают учебные мигранты, которые составляют 27% от общего числа обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях.

Отмечается увеличение разнополюсной этнической составляющей миграционных процессов. Так, если во внутрироссийском миграционном обмене Москвы явно выражено преобладание русских, то в миграционном обмене с государствами СНГ и странами Балтии удельный вес русских составляет менее 40%. Одной из особенностей состава мигрантов на сегодняшнем этапе является явное преобладание среди них молодых мужчин. Особенно значительна доля мужчин в миграционных потоках из государств СНГ.

Одним из серьезных проявлений последствий миграции является увеличение разнообразия состава мигрантов и населения Москвы по национальности, языку, конфессиям, образу жизни. При этом на фоне ежегодного сокращения численности постоянного населения Москвы наиболее заметным является сокращение удельного веса русских. За последние три года доля русских в структуре родившихся сократилась на 15% и в настоящее время составляет немногим более 55% от числа всех родившихся. В структуре же умерших на долю русских приходится 76%. По данным Мосгоркомстата, в детородном процессе участвует более 40 этнических групп, более активно участвуют в нем этногруппы азербайджанцев, украинцев, татар, белорусов и те, кто в ходе переписи свои национальности не назвали. Эти этногруппы формируют около 20% от общего числа родившихся.

Таким образом, происходит быстрое изменение национальной структуры населения города, которая в ближайшей перспективе будет характеризоваться нарушением сложившегося этнического равновесия и может привести к снижению толерантности (терпимости) совместно проживающих в городе людей. При этом определение реальных и перспективных оценок состояния и изменений национальной структуры населения Москвы весьма затруднено по причине отсутствия в официальных документах, удостоверяющих личность, сведений о национальной принадлежности граждан, а также из-за того, что эти оценки по данным переписей населения, периодичность проведения которых составляет десять и более лет, регистрации по месту жительства и пребывания, при этом информация предоставляется самими гражданами по их желанию.

Негативное отношение к присутствующим в столице мигрантам москвичи связывают, прежде всего, с неадекватностью их поведения традициям Москвы, ростом преступности, обострением конкуренции на рынке труда и активной криминализацией бизнеса.

По данным Паспортно-визового управления ГУВД г.Москвы, численность граждан, зарегистрированных в г.Москве по месту жительства, в 2004 году составила 288 тыс.человек (в том числе совершивших переезд внутри города), из них прибывших из-за пределов города по причине заключения брака - 16%, в связи с покупкой жилья - 12%.

Численность граждан, зарегистрированных по месту пребывания, - 1458 тыс.человек, что на 44% больше по сравнению с 2003 годом, из них граждан из государств - участников СНГ - 591 тыс.человек.

Численность граждан, прибывших из дальнего зарубежья и получивших регистрацию в Москве, в 2004 году увеличилась по сравнению с 2003 годом в 2 раза и составила 318 тыс.человек. Данное уменьшение может быть связано с определенным ужесточением иммиграционного законодательства Российской Федерации после выхода Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и недостатками системы регистрации.

Однако отсутствие единой базы данных относительно иностранцев, которая бы в реальном времени пополнялась за счет ввода в нее информации из миграционных карточек, отрицательно сказывается на уровне контроля за пребыванием иностранцев в городе, порождает появление значительного числа структур, пытающихся подменить регистрационные органы, а также снижает действенность иммиграционного контроля и за прибыванием и выездом иностранцев из Москвы и страны в целом. Тем не менее, в 2004 году органами внутренних дел за нарушение правил регистрационного учета задержано около 1 млн.человек, из них иностранных граждан - 336 тыс.человек.

Российское гражданство в Москве в 2004 году получили - 14,3 тыс.человек, что в 3 раза больше чем в 2003 году. Однако с учетом сложной ситуации с народонаселением в столице, требуется проведение анализа применения института гражданства в столице с целью определения в целом по Москве социального, национального, возрастного, семейного состава лиц, получивших гражданство, и их участия в экономической и общественной жизни столицы. Также необходим анализ приобретения гражданства России на территории Москвы гражданами из стран дальнего зарубежья.

Среди получивших вид на жительство удельный вес возрастных групп населения, которые способны наиболее эффективно интегрироваться в рынок труда, остается невысоким - около 30% и в 2004 году составил 1,5 тыс.человек. Большинство мигрантов, а также тех, кто получил российское гражданство на территории Москвы, стремятся уехать в другие страны. Более того, имеются значительные группы мигрантов, которые пребывание в столице рассматривают как промежуточный этап для выезда в Европу или США.

Численность легальных трудящихся мигрантов не имеет ярко выраженной динамики. В экономике города в 2004 году официально было занято 145,4 тыс. иностранных работников. Основными отраслями, наиболее активно использующими труд иностранцев, в последние два года являются торговля и общественное питание (44% от общего количества трудящихся мигрантов), строительство (27%) и транспорт (9%). В 90-е годы приоритетным по привлечению иностранной рабочей силы было строительство (около 40%).

Доля иностранных работников в общем объеме, занятых в экономике города, по официальным данным невелика - менее 2%, однако реальная роль мигрантов в хозяйстве Москвы гораздо выше и их доля достигает почти 20% от общего числа занятых.

В 2004 году учтенная дополнительная потребность города в трудовых ресурсах составила 178 тыс.человек. Иностранным гражданам было предоставлено 114 тыс. рабочих мест, но не на те вакансии, которые имеются в банке данных Департамента федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве.

В действительности реальная потребность в рабочей силе намного выше, однако, она удовлетворяется владельцами предприятий за счет возможности использования труда незаконных мигрантов. В этой связи они, получая от этого прямые выгоды, не заинтересованы в предоставлении достоверной информации по рабочим местам. Частный сектор в области привлечения и использования иностранной рабочей силы старается и имеет возможность действовать вне правового поля. Наибольшее число частных хозяйствующих субъектов сосредоточено в торговле и общественном питании (48% от общего числа), промышленности (9%), строительстве (8%) и других отраслях, в основном в сфере обслуживания.

Оценка последствий расширения трудовой миграции в Москву противоречива. С одной стороны, в результате притока мигрантов увеличивается ресурсный потенциал экономического роста, улучшается сбалансированность на рынке труда, появляется возможность компенсации спада прироста трудовых ресурсов.

Дешевизна труда незаконных мигрантов позволяет говорить и о неком положительном экономическом (но не социальном) эффекте их работы с точки зрения отдельных частных предприятий. Кроме того, предоставление жилья мигрантам, в том числе незаконным, для временного проживания стало существенной статьей дохода слабо защищенных слоев населения, в первую очередь пенсионеров. При этом ситуация с неуплатой налогов мигрантами в большей мере определяется общей ситуацией уклонения от налогов легально работающих иностранных граждан и граждан России.

С другой стороны, увеличение масштабов трудовой миграции сопровождается ростом незаконной миграции, образующей теневой рынок труда и попадающей в сферу деятельности криминальных структур. По имеющимся оценкам, на каждого "законного" трудового мигранта приходится до 10-15 "незаконных".

Без надежной статистической информации невозможно целенаправленное и эффективное регулирование миграционных процессов в городе.

В настоящее время миграционная статистика не полностью учитывает все категории мигрантов, находящихся на территории города, и не отражает качественный состав миграционных потоков, которые во многом определяют миграционную ситуацию в столице.

В то же время работа по социальному обеспечению, адаптации и интеграции легальных мигрантов, в том числе беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, претендующих на этот статус, не заметна на фоне борьбы с нелегальной миграцией.