Недействующий

Об основных направлениях развития бытового обслуживания населения в городе Москве до 2008 года (с изменениями на 8 апреля 2008 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 04.07.2013 N 431-ПП)

2. Характеристика отдельных видов бытового
обслуживания населения


2.1. Услуги парикмахерских


По состоянию на 1 января 2004 года в Москве функционирует около 1900 парикмахерских, салонов красоты с численностью свыше 18 тысяч человек.

Объем реализации услуг возрос с 1348 млн.руб. в 2000 году до 2275 млн.руб. в 2004 году. В общем объеме реализации бытовых услуг доля услуг парикмахерских составляет 6,6%.

Эта сфера бытового сервиса, в которой количество предприятий, работников и оборот услуг постоянно растет. Срок окупаемости вложенных средств в парикмахерскую составляет не более 2 лет.

В связи с этим привлекательность сферы услуг парикмахерских достаточно высока для предпринимателей и инвесторов. Предприниматели достаточно охотно открывают новые парикмахерские, в основном салоны красоты, даже в отдаленных районах.

По ценовой доступности все парикмахерские и салоны красоты распределяются следующим образом:

- 100-150 салонов "люкс", высшего класса - предоставляют сложные, комплексные и качественные парикмахерские и косметические услуги с широким выбором услуг (не менее 20-25), обслуживающие 10-15% жителей города. В таких эксклюзивных салонах фактически происходит слияние традиционных парикмахерско-косметических и лечебно-оздоровительных услуг;

- около 1000 салонов-парикмахерских стремятся приблизиться к уровню обслуживания салонов "люкс". В этих предприятиях обслуживается 30-40% потребителей по ценам, ориентированным на потребителя преимущественно с доходами выше среднего уровня;

- свыше 400 обычных парикмахерских предоставляют 5-10 видов услуг. Основными клиентами являются граждане со средним и менее среднего уровнями достатка, что составляет приблизительно 25-30% жителей города.

При этом по данным опросов населения более 60% москвичей считают цены в парикмахерских непомерно высокими, что является одной из причин наличия теневого сектора.

Выводы и предложения:

- услуги парикмахерских на данном этапе активно развиваются в рыночных условиях и не требуют привлечения городских инвестиционных ресурсов и (или) бюджетных средств;

- основной проблемой данного вида услуг является высокий уровень цен. Необходимо ускоренное развитие сети предприятий для формирования конкурентной среды и снижения цен;

- необходимо повышать уровень обслуживания населения, обеспечивать соотношение цены и качества предлагаемых услуг, в том числе через приоритетное внедрение системы добровольной сертификации бытовых услуг;

- для малообеспеченных категорий населения по данному виду услуг необходима прямая адресная помощь через систему аккредитованных предприятий.

2.2. Химическая чистка одежды, услуги прачечных

Услуги по химической чистке одежды оказывают около 120 предприятий с сетью приемных пунктов около 500 ед. Более 20 ведомственных предприятий работают в организациях и учреждениях.

Объем реализации услуг возрос с 320 млн.руб. в 2000 году до 626 млн.руб. в 2004 году. В столице оказывается около половины объема услуг по химической чистке одежды и стирке белья от объема услуг в Российской Федерации.

Большая часть предприятий оказывают полный спектр услуг по химической чистке текстильных изделий, трикотажа, изделий из замши, кожи и меха, игрушек, стирке белья и мужских сорочек.

Оказываются и дополнительные виды услуг, такие как: мелкий ремонт одежды, срочная чистка (в течение 48, 24 часов), экспресс-чистка (в течение 2-5 часов), прием и доставка заказов на дом, чистка мягкой мебели и напольных покрытий на дому и др.

Многие предприятия химической чистки оснащены самым современным высокопроизводительным оборудованием и оказывают услуги на высочайшем европейском уровне.

Для этого вида услуг особенно актуальна проблема ценовой доступности. Химическая чистка одежды - это наиболее материалоемкое и энергоемкое производство, требующее дорогостоящего, технически сложного оборудования, применения химикатов, в основном, зарубежного производства, что формирует высокую себестоимость услуг.

Кроме того, техническое перевооружение предприятий химической чистки требует значительных финансовых вложений, для чего необходимы доступные кредитные средства.

Для предприятий химической чистки актуальны также проблемы развития сети приемных пунктов в шаговой доступности, совершенствования технологических процессов и нормативной базы, подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих кадров, обладающих специальными знаниями и навыками.

Услуги по стирке белья в Москве оказывают 19 фабрик-прачечных мощностью от 1,5 до 30 тонн белья в день с сетью приемных пунктов около 100 ед.; около 120 химчисток-прачечных с сетью приемных пунктов более 500 ед., 4 банно-прачечных комбината, более 50 ведомственных прачечных и подразделений в гостиницах, больницах, воинских частях; около 10 мини-прачечных и прачечных самообслуживания, в том числе в общежитиях вузов.

Крупные фабрики располагают развитой производственной базой, расположены в отдельно стоящих зданиях площадью от 3 до 12 тыс.кв.м, имеют собственные котельные, теплотрассы, коммуникации, оснащены промышленным прачечным оборудованием. В сфере услуг они являются самыми технически оснащенными предприятиями.

В последние годы на отдельных фабриках-прачечных внедряются самые современные высокопроизводительные поточные стиральные и гладильные линии, позволяющие качественно и бережно обрабатывать весь ассортимент белья.

Однако современное оборудование является дорогостоящим, техническое перевооружение предприятий требует значительных инвестиций - свыше 3 млн.долларов на одно предприятие, при сроке окупаемости от 5 лет, для чего необходимо привлекать кредитные средства, получение которых затруднено из-за существующих условий кредитования.