При сохранении в целом положительной динамики развития московской промышленности, наблюдающейся с 1998 года в отраслях, производящих непродовольственные товары для личного потребления, сохраняется неравномерность в росте производства, а в ряде отраслей (легкой, мебельной) - спад производства. Индекс физического объема производства в легкой промышленности по отношению к предыдущему году составил: в 2001 году - 104,5%, в 2002 году - 74,5%, в 2003 году 90,3%. Наибольшее снижение объемов производства наблюдается: в хлопчатобумажной отрасли - 63,4%, в шерстяной - 76,1%, в трикотажной - 62,9%, в кожмех-обувной - 85,8%, в кожгалантерейной - 80,1%. Снижение производства наблюдается и по ряду наименований товаров культурно-бытового назначения и радиобытовой технике (за исключением телевизоров).
Вместе с тем по ряду товаров Москва сохраняет лидирующие позиции в стране. По данным за 2003 год объем производства изделий из пластмассы московскими предприятиями составил 20,3 % от общероссийского объема выпуска, по элетроутюгам - 26,3%, электросоковыжималкам - 23,1 %.
Однако доля производства непродовольственных товаров потребительского назначения в структуре московской промышленности остается незначительной - около 10%. Соответственно, она незначительна и в объеме товарного предложения на рынок непродовольственных товаров (включая импорт) - порядка 8%.
Объем производства продукции московской промышленностью
Показатели | Ед. измер. | 2003 год | |||
Объем промышленной продукции (работ и услуг) в действующих оптовых ценах | млрд.руб. | 389,1 | |||
Производство потребительских | млрд.руб. | 135,3 | |||
В том числе непродовольственных товаров | млрд.руб. | 39,9 |
Среди главных причин, обуславливающих эту ситуацию, следует назвать три:
1) недостаток оборотных средств;
2) недостаточная роль товаропроводящей сети в продвижении продукции московских производителей и стимулировании наращивания выпуска товаров;
3) доминирующее положение на рынке импортных товаров.
При недостаточной роли оптового звена московские товаропроизводители были вынуждены самостоятельно обеспечивать реализацию своей продукции через собственные склады при фабриках, формировать дилерскую сеть в регионах, а также открывать сеть фирменных магазинов.
Из общего объема реализуемой продукции - 25% продукции легкой и текстильной промышленности вывозится в регионы (в основном своими силами и "челноками"), а 75% реализуется в Москве. Однако из этого количества, только 5% реализуется через оптовые организации, 70% через собственную товаропроводящую сеть или вывозится самими магазинами прямо со склада предприятия.
Продажи продукции московских предприятий текстильной и легкой промышленности
Структура продаж продукции московскими предприятиями
текстильной и легкой промышленности
В этих условиях Правительством Москвы был принят ряд мер по поддержке московских товаропроизводителей. Помимо финансовой адресной поддержки и предоставления льгот по аренде, были приняты меры по формированию товаропроводящей сети для продвижения продукции московских товаропроизводителей на рынок Москвы, в регионы, а также для развития хозяйственных связей по международному и межрегиональному сотрудничеству.
В рамках действующих соглашений о сотрудничестве с регионами в течение 2001-2003 годов была проведена работа по созданию и развитию оптовых структур (торгово-промышленных центров) по реализации продукции московских предприятий более чем в 10 областях РФ и странах СНГ.
В целях развития межрегиональных и международных связей в административном здании ГУП "МПТЦИР" открыты представительства более 30 регионов РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья (в том числе предприятий Москвы).
Оценочный оборот представительств за 2001-2003 годы составил 5500 млн.руб. Эта величина могла быть значительно увеличена, если бы ГУП "МПТЦИР" мог предоставить представительствам услуги оптового звена, располагающего складскими помещениями.
Успешно развивалась выставочно-ярмарочная деятельность. В 2001-2003 годах было проведено 71 выставочно-ярмарочное мероприятие, в том числе в Москве - 28, в регионах РФ - 21, в странах СНГ - 2, дальнего зарубежья - 20.
Были сформированы сети фирменных магазинов "Московские товары", "Товары Отечества".
Однако принятые меры в целом оказались недостаточными для перелома ситуации и более полной загрузки имеющихся производственных площадей. Как показало обследование предприятий, свыше 50% из них может увеличить объемы производства продукции в натуральном выражении в 1,5-2 раза при наличии адекватного сбыта и поддержки с оборотными средствами.
Все это выдвигает необходимость повышения роли оптового звена за счет открытия новых типов предприятий и дальнейшего расширения и укрепления действующей товаропроводящей сети промышленности.