Одним из основных условий развития оптовой торговли является необходимость ее постоянной организационнотехнологической перестройки для обеспечения стабильного функционирования рынка непродовольственных товаров, который развивается во все более расширяющихся масштабах.
Население все в больших объемах предъявляет спрос на одежду и обувь, товары длительного пользования - мебель, предметы домашнего обихода и др., ассортимент которых уже составил более 300 тысяч наименований. Отражением этих процессов является увеличение розничной сети и изменение в материальной базе торговли. Сформировались и действуют 160 торговых сетей по продаже этих товаров, в том числе по мебели - 64, обуви - 19, парфюмерно-косметическим товарам - 8, одежде - 11, спортивным - 7, радио и электробытовым товарам - 9 и другие. Появились и успешно развиваются новые форматы магазинов по продаже этой группы товаров мега центры (молы), гипермаркеты, DIY (товары для дома и сада) и другие.
В настоящее время оптовая торговля обеспечивает товароснабжение более 12 тысяч стационарных магазинов, число которых в Москве неуклонно возрастает.
Торговая сеть по продаже непродовольственных товаров в Москве
(по данным СИОПР)
на 1 января 2002 года | на 1 января 2004 года | Темп роста, % | ||||
Количество магазинов по продаже непродовольственных | 8988 | 12566 | 139% | |||
Общая площадь | 4057 | 6638 | 164% |
На 1 января 2004 года площадь непродовольственной торговли составила 3500 тыс.кв.м, или 65% от всех торговых площадей розничной торговли Москвы.
В этих условиях организацинно-технический уровень оптовой торговли непродовольственными товарами уже не в полной мере решает задачи по товароснабжению розницы по широкой номенклатуре товаров, расширению масштабов регионального обмена товарами, стимулирования выпуска товаров у местных товаропроизводителей на недоиспользованных площадях.
Основные проблемы на данном этапе развития оптовой торговли непродовольственными товарами состоят в следующем.
Главная проблема состоит в том, что снижена роль опта в товароснабжении розницы (28% от всех поступающих товаров), так и в том, что оптовые закупки не являются основой формирования производственных программ для промышленных предприятий. По проведенным расчетам, лишь 38% от всего объема закупаемых оптом товаров приходится на промышленные предприятия, 40% на поставки по импорту, 22% - на закупку у других оптово-посреднических организаций.
Оптовые организации пока не стали основным организатором закупок товаров у московских предприятий промышленности и основой формирования производственных программ выпуска продукции.
Лишь 5% объема продукции московских товаропроизводителей реализуется через оптовое звено. Поставки в регионы они производят самостоятельно, что является весьма затратной схемой продвижения товаров. В результате у руководителей московской промышленности сформировалось отрицательное отношение к роли оптовой торговли. Для преодоления этих тенденций необходимы новые формы взаимодействия между промышленностью и оптовой торговлей.
Другая проблема состоит в том, что в структуре организаций оптовой торговли крупные и средние предприятия занимают незначительное место. Именно разветвленная сеть таких структур должна составлять несущий каркас всей системы оптовой торговли, а малые предприятия дополнять ее. В результате у промышленности нет равнозначного экономического партнера по формированию и распределению товарных потоков. Оптовых операторов, имеющих разветвленную региональную сеть, всего лишь два десятка, что недостаточно для обеспечения межрегиональных поставок товаров в широких масштабах.
По этим причинам в структуре поставок продукции от поставщиков в оптовые организации преобладают небольшие партии товаров, что приводит к экономически нерациональному использованию материальных ресурсов. С другой стороны, в организации поставок товаров от опта к рознице значительная доля (около 40%) приходится на малые предприятия и физические лица. В силу ограниченных инфраструктурных, финансовых, организационных и кадровых возможностей они не способны оказывать поставщикам и покупателям весь спектр услуг современного оптового оператора. Все это обуславливает высокую себестоимость операций по физическому перемещению товаров, рост издержек обращения. В целом, эти нерациональные затраты затем переносятся на конечные цены и оплачиваются потребителем. По экспертным оценкам они примерно на 30% удорожают расходы по поставкам товаров.
Другой серьезной проблемой является недостаточное развитие новых прогрессивных типов оптовых предприятий. В мировой практике для ускорения продвижения товаров, особенно при больших территориях и значительных межрегиональных поставках, большое распространение получили центры оптовой торговли и сетевые распределительные центры. В оптовой торговле Москвы пока только делаются первые шаги в этом направлении. Ряд торговых сетей по продаже радиобытовой аппаратуры, хозяйственных товаров и отделочных материалов создали такие распердцентры.
В обслуживании независимых магазинов и корпоративных клиентов свою высокую эффективность показали магазины-склады по технологии "кэш энд кэрри". В Москве уже действуют четыре предприятия этого формата: по продаже товаров бытовой химии, хозяйственных, канцелярских и бумажно-беловых товаров, что далеко недостаточно для такого емкого рынка.
Наиболее узким местом в развитии оптовой торговли является отставание складской инфраструктуры от современных задач по обслуживанию возросших объемов товарной массы, рационализации товарных потоков и ускорения оборачиваемости товаров.
Лишь примерно 45% организаций оптовой торговли имеют собственные складские площади, а 55% арендуют. Большую часть складов оптовые, оптово-розничные предприятия и дистрибьюторские фирмы вынуждены арендовать свободные площади у промышленных и других предприятий, в основной своей массе непригодных для складских операций.
В связи с этим качественный состав складских помещений, используемых оптовой торговлей под хранение и накопление товаров, находится на низком уровне. Более 20% этих складов размещается в подвалах и бомбоубежищах. Другая значительная часть складов по экспертным оценкам 35-40% располагается в помещениях без соответствующего технического оснащения.
Все это порождает высокий спрос на общетоварные склады европейского уровня качества - категорий "А" и "Б", отвечающих требованиям современной логистики.
По уровню обеспеченности качественными складскими площадями Москва значительно отстает от других европейских столиц. Например, в Варшаве на 1,6 млн.жителей приходится 1 млн.кв.м складов категории "А", а в Москве на 9 млн.жителей - 200 тыс.кв.м. По оценкам инвестиционных компаний для удовлетворения потребностей в современных складах городу необходимы 1,2-1,5 млн.кв.м таких площадей.
Отрицательным моментом является также неразвитость сети специализированных фирм, являющихся складскими операторами. Такие коммерческие фирмы, оказывающие клиентам комплекс складских и экспедиторских услуг, получили большое развитие за рубежом. Основными клиентами складских операторов являются многочисленные дистрибьюторские компании и небольшие оптовые фирмы, которым не выгодно содержать собственное складское хозяйство.
Особо следует сказать о складах коллективного пользования для поддержки малых предприятий. Стоимость услуг таких складских операторов является достаточно приемлемой для многочисленных малых оптовых фирм, и использование этих возможностей позволит им существенно улучшить организацию всего торгово-технологического процесса по товароснабжению розницы.
С большим опозданием стал развиваться институт логистических посредников - компаний организаторов грузооборота и товародвижения. С ростом масштабов грузооборота развивается и рынок транспортно-логистического сервиса. В связи с этим спрос на услуги логистических посредников постоянно растет. Однако в Москве пока действует лишь несколько таких фирм, и они не могут полностью удовлетворить заказы увеличивающейся клиентуры.
Серьезной проблемой в деятельности оптовых организаций попрежнему остается недостаток оборотных средств. Выборочное обследование конъюнктуры и деловой активности организаций оптовой торговли, проведенное Госкомстатом в 2003 году, показало, что 73% опрошенных предприятий недостаток финансовых средств поставили на первое место среди факторов, ограничивающих их деятельность. При отсутствии достаточных оборотных средств оптовики вынуждены размещать заказы товаропроизводителям на короткий срок, что не дает возможность промышленным предприятиям планировать выпуск продукции на длительный период. Во многих случаях промышленность вынуждена предоставлять отсрочку платежа на 30 и более дней, что ведет к сбоям в закупках сырья для дальнейшего цикла производства. В результате нарушается ритмичность поставок товаров.
Необходимо также отметить слабое внедрение в предприятиях оптовой торговли современных достижений научно-технического прогресса. Мировой опыт показывает, что для выполнения роли основного регулятора рынка, опту необходим высокий уровень информационной и маркетинговой обеспеченности процессов закупки и продвижения товаров. Это достигается на основе сплошной компьютеризации торгово-технологических процессов в оптовом звене и внедрения информационно-коммуникационных технологий. Другим направлением является высокий уровень автоматизации складских операций и механизация погрузочно-разгрузочных работ, исключающих ручной труд. В настоящее время из-за слабой технической оснащенности доля ручного труда в складских операциях оптовых предприятий составляет 80%. А автоматизированными системами управления оснащены лишь 10% крупных оптовых предприятий.