Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" направлен на увеличение размеров административных штрафов, установленных за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
В настоящее время размеры административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за такие правонарушения, как несоблюдение экологических требований при осуществлении разных видов производственной деятельности на различных этапах, несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, нарушение законодательства об экологической экспертизе, установлены в следующих пределах: для граждан - от 3 до 20 минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ); для должностных лиц - от 5 до 50 МРОТ; для юридических лиц - от 50 до 500 МРОТ.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 3.5 КоАП РФ, административный штраф за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды может быть установлен в следующем размере: для должностных лиц - до 200 МРОТ; для юридических лиц - до 5000 МРОТ.
Необходимость повышения размеров административных штрафов за вышеназванные правонарушения вызвана рядом обстоятельств.
С момента вступления в силу КоАП РФ прошло более двух лет, и сформировавшаяся правоприменительная практика дает основание сделать некоторые выводы. Одна из основных задач законодательства об административных правонарушениях, установленная статьей 1.2 КоАП РФ, - предупреждение административных правонарушений - не выполняется в связи с низкими размерами административных штрафов за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
Анализ статистических данных, опубликованных в государственных докладах Министерства природных ресурсов Российской Федерации о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации, показывает, что количество правонарушений, квалифицируемых по статьям 8.1, 8.2 и 8.4 КоАП РФ, с каждым годом возрастает. Причины данного обстоятельства могут быть различны, однако, одной из них является низкая эффективность превенции привлечения к ответственности в связи с размерами налагаемых штрафов.
Общественная опасность правонарушений в области охраны окружающей среды, особенно при несоблюдении в процессе деятельности предприятий - природопользователей экологических требований в целом и о проведении экологической экспертизы в частности, наносит значительный вред компонентам природной среды. При этом необходимо учитывать, что виновные в совершении указанных правонарушений всегда ознакомлены с такими требованиями, поскольку осуществляют свою деятельность на профессиональной основе, зачастую являясь экологами или главными инженерами предприятий. Соответственно, эти лица умышленно нарушают экологические требования, желая сэкономить время и средства предприятий.
Кроме того, возрастает количество правонарушений, связанных с осуществлением деятельности с отступлением от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (часть 2 статьи 8.4 КоАП РФ). В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:
реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Выявить факт изменения или отступления от документации, прошедшей процедуру государственной экологической экспертизы, в ряде случаев достаточно сложно. Как правило, о них знает лишь лицо, осуществляющее соответствующую деятельность. Таким образом, предъявляя контролирующим органам положительное заключение экологической экспертизы, виновное лицо обманным путем избегает привлечения к ответственности, что является более общественно опасным поведением, чем осуществление деятельности вообще без прохождения данной процедуры. В условиях непроведения государственной экологической экспертизы (часть 1 статьи 8.4 КоАП РФ) правонарушение очевидно.
Законопроектом предлагается установить достаточно широкие пределы размеров административных штрафов для юридических лиц. Назначение наказания должно производиться с учетом объема производства, ведущегося с нарушением экологических требований, и не должно преследовать цели разорения предприятия.
Законопроект предусматривает также дополнение главы 8 КоАП РФ новой статьей 8.41 "Несвоевременное внесение или невнесение платы за загрязнение окружающей среды".
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
В соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632, "перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации".
В Порядке направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации (утв. Минприроды России N 04-15/61-638, Минфином России N 19, Госналогслужбой России N ВГ-6-02/10 3 марта 1993 года; зарегистрировано в Минюсте России 27 мая 1993 года N 262) установлено, что природопользователи определяют и согласовывают с соответствующими территориальными органами Минприроды России на год с поквартальной разбивкой величину платы за загрязнение окружающей природной среды и представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя до 1 февраля текущего года сведения по утвержденной форме.
Плата за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ осуществляется за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а плата за превышение их (лимитные и сверхлимитные) - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. По истечении квартала при-родопользователи определяют и согласовывают с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации фактические размеры платы за загрязнение окружающей природной среды и не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя расчет по утвержденной форме.