(с изменениями на 27 апреля 2005 года)
____________________________________________________________________
Снято с контроля как выполненное полностью на основании
постановления Московской городской Думы
от 20 сентября 2006 года N 255
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Московской городской Думы от 27 апреля 2005 года N 99.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 35 Устава города Москвы Московская городская Дума
постановляет:
1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
2. Поручить представление указанного законопроекта на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской городской Думы В.С.Степаненко (пункт в редакции постановления Московской городской Думы от 27 апреля 2005 года N 99 - см. предыдущую редакцию).
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.
Председатель Московской
городской Думы
В.М.Платонов
Вносится Московской
городской Думой
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях
Статья 1
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1) следующие изменения:
1) абзац второй статьи 8.1 изложить в следующей редакции:
"влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда.";
2) абзац второй статьи 8.2 изложить в следующей редакции:
"влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до двух тысяч пятисот минимальных размеров оплаты труда.";
3) в статье 8.4:
абзац второй части 1 изложить в следующей редакции:
"влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от семисот до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда.";
абзац второй части 2 изложить в следующей редакции:
"влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной тысячи пятисот до четырех тысяч минимальных размеров оплаты труда.";
абзац второй части 3 изложить в следующей редакции:
"влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.";
4) главу 8 дополнить статьей 8.41 следующего содержания:
"Статья 8.41. Несвоевременное внесение или невнесение платы за загрязнение окружающей среды
1. Несвоевременное внесение платы за загрязнение окружающей среды -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
2. Невнесение платы за загрязнение окружающей среды -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной тысячи до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда.";
5) в части 1 статьи 23.29 слова "статьей 8.39" заменить словами "статьями 8.39, 8.41".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" направлен на увеличение размеров административных штрафов, установленных за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
В настоящее время размеры административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за такие правонарушения, как несоблюдение экологических требований при осуществлении разных видов производственной деятельности на различных этапах, несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, нарушение законодательства об экологической экспертизе, установлены в следующих пределах: для граждан - от 3 до 20 минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ); для должностных лиц - от 5 до 50 МРОТ; для юридических лиц - от 50 до 500 МРОТ.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 3.5 КоАП РФ, административный штраф за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды может быть установлен в следующем размере: для должностных лиц - до 200 МРОТ; для юридических лиц - до 5000 МРОТ.
Необходимость повышения размеров административных штрафов за вышеназванные правонарушения вызвана рядом обстоятельств.
С момента вступления в силу КоАП РФ прошло более двух лет, и сформировавшаяся правоприменительная практика дает основание сделать некоторые выводы. Одна из основных задач законодательства об административных правонарушениях, установленная статьей 1.2 КоАП РФ, - предупреждение административных правонарушений - не выполняется в связи с низкими размерами административных штрафов за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
Анализ статистических данных, опубликованных в государственных докладах Министерства природных ресурсов Российской Федерации о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации, показывает, что количество правонарушений, квалифицируемых по статьям 8.1, 8.2 и 8.4 КоАП РФ, с каждым годом возрастает. Причины данного обстоятельства могут быть различны, однако, одной из них является низкая эффективность превенции привлечения к ответственности в связи с размерами налагаемых штрафов.
Общественная опасность правонарушений в области охраны окружающей среды, особенно при несоблюдении в процессе деятельности предприятий - природопользователей экологических требований в целом и о проведении экологической экспертизы в частности, наносит значительный вред компонентам природной среды. При этом необходимо учитывать, что виновные в совершении указанных правонарушений всегда ознакомлены с такими требованиями, поскольку осуществляют свою деятельность на профессиональной основе, зачастую являясь экологами или главными инженерами предприятий. Соответственно, эти лица умышленно нарушают экологические требования, желая сэкономить время и средства предприятий.
Кроме того, возрастает количество правонарушений, связанных с осуществлением деятельности с отступлением от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (часть 2 статьи 8.4 КоАП РФ). В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:
реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Выявить факт изменения или отступления от документации, прошедшей процедуру государственной экологической экспертизы, в ряде случаев достаточно сложно. Как правило, о них знает лишь лицо, осуществляющее соответствующую деятельность. Таким образом, предъявляя контролирующим органам положительное заключение экологической экспертизы, виновное лицо обманным путем избегает привлечения к ответственности, что является более общественно опасным поведением, чем осуществление деятельности вообще без прохождения данной процедуры. В условиях непроведения государственной экологической экспертизы (часть 1 статьи 8.4 КоАП РФ) правонарушение очевидно.
Законопроектом предлагается установить достаточно широкие пределы размеров административных штрафов для юридических лиц. Назначение наказания должно производиться с учетом объема производства, ведущегося с нарушением экологических требований, и не должно преследовать цели разорения предприятия.
Законопроект предусматривает также дополнение главы 8 КоАП РФ новой статьей 8.41 "Несвоевременное внесение или невнесение платы за загрязнение окружающей среды".
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
В соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632, "перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации".
В Порядке направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации (утв. Минприроды России N 04-15/61-638, Минфином России N 19, Госналогслужбой России N ВГ-6-02/10 3 марта 1993 года; зарегистрировано в Минюсте России 27 мая 1993 года N 262) установлено, что природопользователи определяют и согласовывают с соответствующими территориальными органами Минприроды России на год с поквартальной разбивкой величину платы за загрязнение окружающей природной среды и представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя до 1 февраля текущего года сведения по утвержденной форме.
Плата за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ осуществляется за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а плата за превышение их (лимитные и сверхлимитные) - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. По истечении квартала при-родопользователи определяют и согласовывают с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации фактические размеры платы за загрязнение окружающей природной среды и не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя расчет по утвержденной форме.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" в 2004 году плата за негативное воздействие на окружающую среду распределяется по следующим нормативам:
в доходы федерального бюджета - 20 процентов поступлений;
в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации - 80 процентов поступлений.
Указанным Федеральным законом установлено, что нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, действовавшие в 2003 году, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Таким образом, федеральный и региональные бюджеты недополучают в результате невнесения платы за загрязнение окружающей среды значительные суммы денежных средств.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами и иными актами. Следовательно, одно из экологических требований - платность негативного воздействия. В КоАП РФ ответственность за несоблюдение экологических требований установлена в статье 8.1. Данная статья является общей и применяется в случае невозможности квалификации совершенного противоправного деяния в области охраны окружающей среды и природопользования по специальной норме.
Внесение в КоАП РФ специального состава правонарушения - невнесение платы за загрязнение окружающей среды - позволит повысить эффективность применения мер административной ответственности за совершение данного правонарушения, усилить превентивную роль закона в деле охраны окружающей среды.
Привлечение к административной ответственности по статье 8.41 будут осуществлять государственные инспектора по охране природы, осуществляющие государственный экологический контроль.