Структура и состав государственной и муниципальной собственности города Москвы включает в себя много самостоятельных элементов: землю, государственный и муниципальный жилищный фонды, нежилые помещения, имущественные комплексы, пакеты акций и доли в уставных капиталах предприятий, движимое и иное имущество. Каждый из указанных элементов характеризуется качественной однородностью, имеет ярко выраженную специфику, в том числе и с точки зрения форм и методов управления.
С точки зрения роли объектов собственности в реализации интересов собственника всю структуру собственности города Москвы можно разделить на два класса.
- Операционная собственность. Используется собственником для реализации своих административных, производственных, учебных, социальных и любых других функций.
- Собственность, используемая в коммерческих целях.
Непосредственно собственником не используется и предназначается для получения дохода.
Структура городской собственности состоит из следующих основных объектов:
- объекты и предприятия городской инфраструктуры (государственные унитарные предприятия, объекты жилищно-коммунального хозяйства и др.);
- социально значимые объекты собственности в соответствии с производимыми товарами и оказываемыми услугами, использованием и привлечением работников (образовательные учреждения, жилищный фонд, объекты культуры и спорта и др.);
- коммерческие предприятия с городскими долями собственности и городская недвижимость, использующаяся в коммерческих целях.
Независимо от типа собственности (недвижимость, пакеты акций, доли собственности и др.) ее классификация (т.е. группировка по характерным признакам) определяется функциональными целями использования собственности.
Классификация собственности города имеет неоднозначный характер и зависит от многих параметров. К основным параметрам классификации структуры собственности города относятся:
- Цели Правительства Москвы в отношении конкретных объектов, предприятий и отраслевых групп.
- Размер объектов собственности: земельный участок, здание, капитализация предприятия, численность персонала и др.
- Виды отраслевой принадлежности объектов собственности.
- Формы управления собственностью (прямая, опосредованная, временная, постоянная).
- Форма приватизации собственности (аукцион, конкурс, внесение в уставный капитал и др.).
- Степень участия в управлении собственностью (размер доли города в акционерном капитале, доли в новом строительстве и т.д.).
- Степень финансовой отдачи от объектов городской собственности (дивиденды, налоговые поступления, поступления от продаж, доходы от аренды недвижимого имущества, доходы от деятельности ГУП, нового строительства и др.).
Осуществляя классификацию, следует иметь в виду, что, в отношении объекта собственности города, может быть несколько целей использования, которые в свою очередь зависят от многих параметров: социальной значимости объекта, отраслевой принадлежности, доходности, законодательных ограничений на формы управления и приватизации госимущества и др.
Собственность города Москвы, используемую в коммерческих целях, можно разделить на две основные группы:
- Объект собственности города Москвы решено реализовать.
- Объект собственности решено сохранить и управлять им.
В первом случае Правительство города Москвы организует работы по поиску институционального инвестора и планирует мероприятия, ориентированные на временный рост стоимости объекта городского имущества.
Решения о продаже принимает Департамент имущества города Москвы с привлечением специалистов отраслевых департаментов, представителей префектур, представителей государства в органах управления акционерных обществ в рамках работы соответствующих комиссий Правительства Москвы.
При решении сохранить объекты собственности в коммерческом управлении мотивацией городских органов власти является финансовая эффективность управления городской собственностью, привлечение инвестиций, повышение инвестиционной привлекательности объектов собственности, роль Объекта в обеспечении жизнедеятельности городского хозяйства и населения города, модернизация производства, налаживание и укрепление производственных связей.
Управление городской собственностью, используемой в коммерческих целях, должно быть основано на количественных и качественных критериях оценки эффективности управления.
К количественным критериям относятся:
- Прямые финансовые поступления в бюджет (дивиденды, доходы от продажи объектов собственности, передачи в доверительное управление и т.п.).
- Опосредованные финансовые поступления в бюджет (увеличение налоговых поступлений, доходы от нового строительства и др.).