Основной программной целью управления собственностью города Москвы является существенное повышение эффективности управления долями города Москвы и городским имуществом на основе современных принципов управления региональной собственностью и методов управления с использованием инструментов финансового рынка.
Управление государственной и муниципальной собственностью в условиях современного развития рыночной экономики базируется на принципах децентрализации, партнерства, субсидиарности, мобильности и адаптивности, профессионализма.
Принцип децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз.
Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.
Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели.
Принципом мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур управления региональной собственностью, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.
С данными принципами тесно связан принцип профессионализма, который заключается в привлечении к управлению государственной и муниципальной собственностью профессиональных участников рынка управляющих компаний и профессионалов не являющихся госслужащими.
Эффективность управления фондовым портфелем города Москвы заключается в достижении стратегических целей в отношении групп (отраслей) предприятий в сочетании с адресной оптимальной тактикой для каждого пакета акций из городского портфеля.
При управлении городской собственностью преследуются следующие основные цели: инфраструктурные, политические, социальные (в том числе безопасности государства и населения), экономические и финансовые. Эти цели касаются градостроительства, экологии, отношений с федеральным центром и другими регионами, занятости населения и повышения уровня жизни, городского обеспечения, развития экономики города, привлечения инвестиций, пополнения бюджета города Москвы, увеличения стоимости городского имущества.
Данные цели определяют основные задачи управления собственностью города Москвы, к которым относятся:
- Привлечение прямых инвестиций в предприятия города.
- Использование инструментов финансового рынка для привлечения портфельных инвестиций в городское хозяйство.
- Повышение эффективности использования земельных ресурсов города в соответствии с Генеральным планом развития Москвы.
- Реализация перспективных градостроительных проектов.
- Развитие инфраструктуры города Москвы для обеспечения нужд малого предпринимательства и городского населения.
- Проведение политики городских властей в области жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта.
- Реструктуризация производственных предприятий и создание современных высокотехнологичных производств.
- Развитие инновационного и научно-технического потенциала.
- Проведение сбалансированной целевой политики в отношении приватизации и продажи долей городской собственности.
- Совершенствование форм управления государственными пакетами акций и недвижимым имуществом.
Методами и механизмами достижения задач управления собственностью города Москвы являются:
- Обеспечение обоснованности и оптимальности управленческих решений по распоряжению городской собственностью на основе четких количественных и качественных критериев.
- Привлечение к управлению городской собственностью профессиональных управляющих компаний и формирование системы управления собственностью города с использованием институтов доверительного управления, специализированных холдинговых компаний, инвестиционных фондов, а также привлечения профессионалов в качестве представителей города в органах управления обществ с городской долей собственности.
- Осуществление приватизации городских долей собственности и недвижимого имущества, обоснование выбора способа приватизации (аукцион, конкурс, внесение в уставный капитал новой компании, продажа по итогам доверительного управления, продажа на финансовом рынке через организатора торговли и за рубежом).
- Развитие системы учета собственности предприятий с долями города Москвы, учета городской недвижимости, проведение постоянного мониторинга стоимости городской недвижимости, городских долей в хозяйственных обществах и городского фондового портфеля в целом, формирование интегрированной информационной системы на основе имеющихся баз данных Департамента имущества, отраслевых департаментов, Москомрегистрации, Департамента земельных ресурсов и других организаций.
- Совершенствование системы контроля и минимизация рисков при управлении собственностью города Москвы.
Необходимость изменения способов и методов управления собственностью города Москвы обусловлена рядом причин. Москва, являясь собственником, в лице своих органов сочетает две функции: собственника имущества и управляющего субъекта. Причем методы, посредством которых осуществляется управление, преимущественно административные (установление ставок земельного налога, арендной платы, отчислений от прибыли предприятий и др.). Используя такие методы, невозможно учитывать особенности каждого объекта собственности, что, в свою очередь, приводит к снижению поступлений средств в бюджет города Москвы. С целью учета особенностей каждого значимого объекта собственности города, необходимо привлекать профессиональных управляющих, имеющих опыт работы с потенциальными заказчиками и инвесторами, владеющих методиками и технологиями управления предприятиями, недвижимостью, ценными бумагами.