Управление собственностью города Москвы на основе принципов децентрализации и профессионализма должно предусматривать систему контроля за деятельностью управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление пакетами акций, объектами недвижимости и активами инвестиционных фондов, контроля за деятельностью холдинговых компаний и представителей города - профессиональных корпоративных директоров.
При управлении долями города Москвы профессиональными организациями и физическими лицами возникают следующие основные риски:
- риски, связанные с передачей имущества во владение, пользование и управление;
- случайной гибели, случайного повреждения, частичной или полной утраты стоимости имущества;
- риски неполучения (недополучения) выгоды от совершения сделок (риски упущенной выгоды);
- риски возникновения прямых и косвенных убытков;
- прочие риски.
Снижение указанных рисков можно обеспечить, используя следующие механизмы:
- Осуществление прозрачности и открытости процедур управления собственностью города.
- Гарантии предоставления финансового и имущественного обеспечения для возмещения причиненных вследствие ненадлежащего управления убытков.
- Введение системы штрафных санкций при ненадлежащем управлении и невыполнении договорных обязательств.
- Создание эффективной процедуры контроля за деятельностью управляющего и обеспечения его обязательств.
- Обеспечение системы учета собственности города Москвы, проведение постоянного мониторинга стоимости предприятий с городскими долями, объектов недвижимости, городского фондового портфеля и недвижимого имущества в целом.
К гарантиям предоставления финансового и имущественного обеспечения для возмещения причиненных вследствие ненадлежащего управления долями города убытков относится:
- страхование финансовых рисков при доверительном управлении пакетами акций, объектами недвижимости и активами инвестиционных фондов.
- страхование объектов недвижимости и имущественных объектов предприятий города Москвы.
- страхование гражданской ответственности управляющей компании.
- страхование гражданской ответственности смежных и подрядных организаций.
- предоставление банковских, имущественных и других гарантий при кредитовании и других финансовых операциях.
Предпочтительным способом защиты интересов собственника, клиентов и управляющей компании является страхование. Страхование может использоваться при передаче в управление объектов городской собственности. Перечень возможных страховых случаев определяется собственником имущества и согласовывается с управляющей компанией.
Система контроля управления объектами собственности города Москвы основывается на постоянном наблюдении за экономической обоснованностью действий управляющих.
В процессе экономического обоснования на выбранный период планирования прогнозируются доходы и расходы при управлении объектом. Решаются задачи финансирования, определяются денежные потоки и ставки дисконтирования, удовлетворяющие требованиям собственника. Особое внимание уделяется времени поступления и оттока денежных средств, выручке от продажи продукции, затратам на управление, капитальный ремонт и эксплуатацию объектов недвижимости. В ходе периодических экономических экспертиз необходимо:
- определять период планирования бюджета расходов и доходов от управления объектом собственности города Москвы (краткосрочный бюджет города Москвы содержит данные менее чем за один год, бюджет города Москвы - это сводная ведомость прогнозируемых доходов и расходов за один год, долгосрочный бюджет города Москвы прогнозирует данные более чем на один год - 3-5 лет.);
- составлять перечень мероприятий по основным направлениям управления объектом в разрезе стратегии управления;
- прогнозировать размер доходов и расходов от управления объектом в соответствии со стратегией управления.
Итоговым результатом является периодический мониторинг бюджета доходов и расходов при управлении объектом городской собственности. Бюджет - финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей управления. Таким образом, бюджет является квинтэссенцией всех прогнозируемых мероприятий по управлению, в нем отражаются стратегия и планы управления на запланированный период.
Назначение документов периодической отчетности (отчетов управляющего) - информирование учредителя управления об основных результатах деятельности управляющих в течение отчетного периода.
Форма и периодичность предоставления отчетности устанавливается договором на управление и распорядительными документами уполномоченных органов Правительства Москвы. Отчеты управляющих должны подтверждать выполнение планов управления и достижение целей учредителя управления.
Общие требования к содержанию отчетов управляющих: