Действующий

О мерах по развитию крупных интегрированных формирований в оптовом продовольственном комплексе города Москвы (с изменениями на 9 августа 2011 года)

1. Современное состояние оптовой торговли
 продовольствием в Москве


Продовольственный рынок Москвы является крупнейшей в Российской Федерации региональной системой обращения продовольственных товаров, обеспечивающей потребности столичного мегаполиса с населением порядка 13 млн.человек, включая приезжих, или около 9% всего населения России. Важной составной частью этой системы является оптовая торговля, через которую осуществляется снабжение предприятий и организаций розничной торговли и общественного питания продовольственными товарами, а также пищевой и перерабатывающей промышленности - сырьем.

1.1. Итоги выполнения Программы развития
оптовой торговли продовольствием
в г.Москве на 2002-2004 годы


Реализация Программы развития оптовой торговли продовольствием в Москве на 2002-2004 годы* и принятых в последние годы решений Правительства Москвы по развитию агропромышленной интеграции и формированию устойчивой сырьевой базы снабжения в регионах России, созданию современной инфраструктуры оптового продовольственного рынка, защите экономических и имущественных интересов города в оптовом продовольственном комплексе, совершенствованию системы финансирования продовольственного обеспечения и финансовой поддержке предприятий, развитию информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка и ряда других направлений позволила добиться положительных результатов в деле укрепления продовольственной безопасности столицы.

________________

* Постановление Правительства Москвы от 23.04.2002 N 306-ПП "О мерах по развитию оптовой торговли продовольствием в г.Москве на 2002-2004 годы".


Рост реальных доходов и покупательной способности населения в условиях насыщенного продовольственного рынка Москвы обеспечили повышение уровня потребления основных продуктов питания в семьях москвичей на 3,5-6,0% в год. Улучшился качественный состав рациона питания за счет более ценных продуктов питания.

Объем розничного товарооборота продовольственных товаров в Москве в 2003 году составил 480,5 млрд.руб. или 24,3% от соответствующего показателя в целом по России.

На продовольственном рынке города наблюдается тенденция снижения темпов роста потребительских цен. За 9 месяцев 2004 года темпы прироста потребительских цен по группе продовольственных товаров замедлились в 1,2 раза по сравнению с тем же периодом 2003 года. При этом уровень инфляции в Москве был ниже среднероссийского и составил 105,1% против 107,2% в среднем по России.

Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, в столице за 9 месяцев 2004 года возросла на 3,8%, тогда как в Санкт-Петербурге - на 5,0%, в Московской области - на 5,8%, в среднем по России - на 5,9%.

Социологические опросы населения свидетельствуют о достаточно высокой оценке москвичами качества продуктов питания отечественного производства и их предпочтении импортному продовольствию. В пользу российских товаров высказываются свыше 90% опрошенных жителей города.

За счет отечественного производителя в настоящее время полностью обеспечивается потребность города в цельном молоке и столовом яйце, практически полностью формируются продовольственные ресурсы по картофелю и овощам, в значительной степени - по маслу растительному, рыбной продукции, сахару, зерну, крупе. За последние два года увеличились объемы поставок в город из российских регионов мяса и мясопродуктов - в 1,4 раза (со 194,3 до 264,0 тыс.тонн), масла животного - в 1,2 раза (с 19,5 до 22,8 тыс.тонн). Доля импортных поставок мяса и мясопродуктов за этот период в общем объеме завоза снизилась с 74% до 65%, масла животного - с 65% до 62%.

В решении задач повышения уровня потребления продуктов питания, насыщения продовольственного рынка и создания благоприятной ценовой конъюнктуры на основные социально значимые продукты питания решающую роль сыграло развитие в городе оптовой торговли продовольствием, оборот которой за 2002-2003 годы вырос с 7,0 до 8,4 млн.тонн. В 2004 году ожидается дальнейший рост этого показателя до 9,1 млн.тонн. На долю Москвы приходится около 46% от общего объема оборота оптовой торговли продовольственными товарами в России по кругу крупных и средних оптовых организаций.

Сеть действующих предприятий оптовой торговли продовольствием в Москве имеет следующие основные характеристики:

- инфраструктура оптовой торговли представлена 96 оптовыми предприятиями, складскими комплексами и базами, в том числе:

- 15 мясо-молочными и рыбными хладокомбинатами с общей емкостью единовременного хранения 217,4 тыс.тонн, в том числе с холодом - 157,9 тыс.тонн;

- 22 оптовыми плодоовощными предприятиями, располагающими с учетом филиалов в Московской области, общими емкостями единовременного хранения на 915,6 тыс.тонн, в том числе с охлаждением - 520,5 тыс.тонн;

- 7 крупными общетоварными базами, имеющими 120,2 тыс.кв.метров складской площади;

- через оптовую торговлю осуществляется снабжение более 9,7 тыс.предприятий розничной торговли, реализующих продовольственные товары, 9,2 тыс.предприятий общественного питания, включая социальную сферу, 96 сельскохозяйственных и продовольственных рынков. Общая емкость продовольственной розничной сети Москвы составляет порядка 4,6 млн.кв.метров, при уровне обеспеченности в расчете на одну тысячу жителей - 354 кв.метров общей площади.

По основным видам продовольственных товаров объем организованных поставок в 2004 году оценивается в 4,3 млн.тонн, что составляет 67% от годового фонда потребления социально значимых продуктов питания жителями Москвы;

- оптовая торговля обеспечивает деятельность 469 крупных, средних и малых предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности города, в том числе 6 мелькомбинатов и мельниц, 28 хлебозаводов, 18 мясокомбинатов, 8 молокозаводов, 7 кондитерских фабрик. Эти предприятия, в свою очередь, являются активными участниками оптового продовольственного рынка и реализуют свою продукцию не только в Москве, но и в регионах России;

- на долю 15 холодильников и хладокомбинатов с учетом коммерческих организаций, арендующих складские площади на этих предприятиях, приходится около 38% от общих объемов оптовых поставок в Москву мяса и мясопродуктов, 58% масла животного, 73% пищевой рыбной продукции и др.;

- группа оптовых плодоовощных предприятий с учетом арендаторов обеспечивает в настоящее время порядка 40% от общих объемов реализации в Москве картофеля и овощей, а на 13 из них размещается на межсезонное хранение городской заказ на картофель и овощи (в объемах продукции урожая 2004 года - 66,0 тыс.тонн);

- оптовая торговля продовольствием в городе поддерживается, кроме предприятий оптового звена, распределительными складами и холодильниками предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и оптовых коммерческих структур; в этих секторах товаропроводящей сети имеется порядка 320,0 тыс.кв.метров складской площади и до 65,0 тыс.тонн холодильных емкостей;

- на продовольственный рынок города ориентирована часть снабженческо-складской инфраструктуры, расположенной в Московской области, включая крупные таможенные терминалы, холодильники и складские комплексы вблизи МКАД. Особое значение имеет развитие базы хранения картофеля и овощей в хозяйствах области, общая емкость которой в настоящее время составляет порядка 290 тыс.тонн, в том числе около 75 тыс.тонн арендуется московскими плодоовощными базами для хранения картофеля и овощей, выращенных в этих хозяйствах и проданных базам в счет выполнения годовых программ.

В рамках Программы развития оптовой торговли продовольствием в Москве на 2002-2004 годы ускоренными темпами осуществлялось развитие материально-технической базы действующих оптовых предприятий с созданием на их основе перспективных типов торговых объектов: распределительных центров и комплексов оптовой торговли. За 2002-2004 годы обеспечена модернизация оптовых предприятий с вводом в эксплуатацию 16 распределительных центров и 10 комплексов оптовой торговли продовольствием, что соответствует задаче, предусмотренной Программой развития оптовой торговли продовольствием в г.Москве на 2002-2004 годы.

Модернизация оптовых предприятий позволила значительно повысить эффективность их финансово-хозяйственной деятельности. Рост объемов собственного оптового оборота предприятий составил в среднем 82%, их налоговые платежи в бюджет города возросли на 76%.

Кроме того, для обеспечения свободного доступа на оптовый продовольственный рынок региональных товаропроизводителей, минуя многочисленных посредников, осуществляются мероприятия по созданию новых современных объектов оптовой торговли в зоне МКАД*. Разработана исходно-разрешительная документация и определены инвесторы по 7 земельным участкам. По 4 участкам в 2005 году будут проведены инвестиционные конкурсы и определены инвесторы.