МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2004 года N 343


О поправках к проекту федерального закона N 93081-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"



В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации и статьей 35 Устава города Москвы Московская городская Дума

постановляет:

1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации поправки к проекту федерального закона N 93081-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", внесенному в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Президентом Российской Федерации и принятому в первом чтении 29 октября  2004 года.

2. Поручить представление поправок к законопроекту на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе депутату Московской городской Думы В.Ф.Ковалевскому.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.

Председатель Московской
городской Думы
В.М.Платонов

     

     

Внесены
Московской городской Думой

     

ПОПРАВКИ
к проекту федерального закона N 93081-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", принятому в первом чтении 29 октября 2004 года


N
п/п

Текст, к которому предлагается поправка

Автор поправки

Содержание поправки

Новая редакция текста законопроекта с предлагаемой поправкой

Примечание

1

2

3

4

5

6

1.

Статья 1, пункт 2, подпункт "в":

"в) дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:

"4.1. В случае если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представленной Президентом Российской Федерации кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленный настоящим Федеральным законом срок не принял решение о ее отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В случае двукратного отклонения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации представленной кандидатуры (представленных кандидатур) на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решение Президента Российской Федерации о назначении временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимается в форме указа.

Решение Президента Российской Федерации о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается в форме указа.

В случае досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.;";".

Подпункт "в" пункта 2 статьи 1 изложить в следующей редакции:

"в) дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:

"4.1. В случае если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представленной Президентом Российской Федерации кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленный настоящим Федеральным законом срок не принял решение о ее отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае отклонения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации представленных кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Решение Президента Российской Федерации о назначении временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимается в форме указа.

Решение Президента Российской Федерации о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается в форме указа.

В случае досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.";".

"в) дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:

"4.1. В случае если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представленной Президентом Российской Федерации кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленный настоящим Федеральным законом срок не принял решение о ее отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае отклонения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации представленных кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Решение Президента Российской Федерации о назначении временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимается в форме указа.

Решение Президента Российской Федерации о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается в форме указа.

В случае досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации назначаются в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.""

В проекте закона в подпункте "в" пункта 2 статьи 1 Президенту РФ предоставляется право распускать законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в том случае, если последний дважды отклонил предложенные им кандидатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а в случае непринятия этим органом решения вообще такое право Президенту РФ не предоставлено.

Таким образом, с одной стороны ущемляется право депутатов законодательных (представительных) органов субъектов РФ на свободное волеизъявление (под угрозой роспуска этих органов Президентом), а с другой стороны - косвенно поощряется противодействие легитимности назначения высшего должностного лица субъекта Федерации.

Целесообразно устранить это противоречие в проекте закона.

2.

Статья 1, пункт 4, подпункт "а":

"2. Предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносится Президентом Российской Федерации не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение 14 дней со дня внесения представления."

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) считается принятым, если за него проголосовало более половины установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.  В случае если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) считается принятым, если за него проголосовало более половины установленного числа депутатов (членов) каждой из палат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае отклонения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации представленной кандидатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Президентом Российской Федерации не позднее семи дней со дня отклонения повторно вносится предложение о кандидатуре.

В случае двукратного отклонения представленной кандидатуры (представленных кандидатур) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).".

Внести в подпункт "а" пункта 4 статьи 1 законопроекта изменение, изложив пункт 2 статьи 18 Федерального закона в следующей редакции:

"2. Представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносится Президентом Российской Федерации не ранее чем за 60 дней и не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляет законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации свою программу социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе направлять Президенту Российской Федерации предложения о возможных кандидатах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), но не ранее чем за 90 дней, и не позднее чем за 60 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение 14 дней со дня внесения представления. Решение по представленной Президентом Российской Федерации кандидатуре принимается тайным голосованием.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) считается принятым, если за него проголосовало более половины установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) считается принятым, если за него проголосовало более половины установленного числа депутатов (членов) каждой из палат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае отклонения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и другой кандидатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Президент Российской Федерации не позднее семи дней со дня отклонения представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации другую кандидатуру.

В случае отклонения и другой кандидатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также в случае если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не принял в установленный настоящим пунктом срок решение об отклонении представленной Президентом Российской Федерации кандидатуры или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).".

"2. Представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносится Президентом Российской Федерации не ранее чем за 60 дней и не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляет законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации свою программу социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе направлять Президенту Российской Федерации предложения о возможных кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), но не ранее чем за 90 дней, и не позднее чем за 60 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение 14 дней со дня внесения представления. Решение по представленной Президентом Российской Федерации кандидатуре принимается тайным голосованием.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) считается принятым, если за него проголосовало более половины установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) считается принятым, если за него проголосовало более половины установленного числа депутатов (членов) каждой из палат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае отклонения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации представленной кандидатуры высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Президент Российской Федерации не позднее семи дней со дня отклонения представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации другую кандидатуру.

В случае отклонения представленных кандидатур высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также в случае если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не принял в установленный настоящим пунктом срок решение об отклонении представленной Президентом Российской Федерации кандидатуры или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).".

Поправка предлагает изменить редакцию пункта 2 статьи 18 Федерального закона. Предлагается более точно определить период, в течение которого Президент РФ вносит свое представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ. По буквальному смыслу законопроекта, Президент РФ вправе внести такое представление еще за год или за два года до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, что повлечет обязанность законодательного органа рассмотреть представление в течение 14 дней. Поправка предлагает ограничить срок, в течение которого Президент РФ вносит свое представление периодом времени - не позднее чем за 35 дней и не ранее чем за 60 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ.

Поправка также предлагает предоставить законодательному органу субъекта РФ право предлагать Президенту РФ возможные кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта РФ. При этом за Президентом РФ сохраняется право по своему усмотрению выбрать одну из предложенных кандидатур или представить на утверждение иную кандидатуру.

Кроме того, предлагается исключить возможность внесения Президентом РФ одной и той же кандидатуры два раза подряд, поскольку реализация такой возможности лишает всякого смысла участие законодательного органа субъекта РФ в процедуре назначения высшего должностного лица субъекта РФ.

Для возможности объективно оценить кандидата, предложенного Президентом РФ, необходимо иметь возможность ознакомиться с программой его действий в качестве высшего должностного лица субъекта РФ.

3.

Дополнить подпункт "а" пункта 4 статьи 1 законопроекта текстом следующего содержания:

"2_1. Срок временного исполнения обязанностей высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) гражданином Российской Федерации, назначенным Президентом Российской Федерации, не может превышать одного года. В течение этого срока законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в порядке, установленном его регламентом, вынести на тайное голосование вопрос о наделении полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) гражданина Российской Федерации, назначенного Президентом Российской Федерации временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), независимо от того принималось ли ранее законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение по данной кандидатуре.

Если решение о наделении указанного гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не принято законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в срок не позднее чем за 60 дней до истечения установленного настоящим пунктом предельного срока временного исполнения обязанностей высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Президент Российской Федерации не позднее чем за 35 дней до истечения этого срока представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации другую кандидатуру высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случае отклонения представленной кандидатуры дальнейшие действия Президента Российской Федерации и законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в ходе процедуры наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяются в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

Президент Российской Федерации вправе повторно внести в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации представление о кандидатуре, которая уже была отклонена этим органом, только в том случае, если предложение о повторном внесении указанной кандидатуры исходит от группы депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации.".

"2_1. Срок временного исполнения обязанностей высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) гражданином Российской Федерации, назначенным Президентом Российской Федерации, не может превышать одного года. В течение этого срока законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в порядке, установленном его регламентом, вынести на тайное голосование вопрос о наделении полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) гражданина Российской Федерации, назначенного Президентом Российской Федерации временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), независимо от того, принималось ли ранее законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение по данной кандидатуре.

Если решение о наделении указанного гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не принято законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в срок не позднее чем за 60 дней до истечения установленного настоящим пунктом предельного срока временного исполнения обязанностей высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), Президент Российской Федерации не позднее чем за 35 дней до истечения этого срока представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации другую кандидатуру высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случае отклонения представленной кандидатуры дальнейшие действия Президента Российской Федерации и законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в ходе процедуры наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяются в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

Президент Российской Федерации вправе повторно внести в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации представление о кандидатуре, которая уже была отклонена этим органом, в случае, если предложение о повторном внесении указанной кандидатуры исходит от группы депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации.";".

Поправка предусматривает дополнение статьи 18 Федерального закона новым пунктом 2_1 в предлагаемой редакции.

Законопроект ограничивает пятью годами срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ, утвержденного в этой должности в установленном порядке. При этом срок временного исполнения неутвержденным лицом обязанностей высшего должностного лица субъекта РФ вообще не ограничен. Согласно буквальному смыслу законопроекта лицо, назначенное временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта РФ, будет исполнять эти обязанности пожизненно, если Президентом РФ не будет представлена иная кандидатура (последнее прямо не предусмотрено законопроектом). Представляется, что сама возможность пожизненного "временного исполнения" соответствующих обязанностей в случае бездействия Президента РФ не согласуется с конституционными принципами организации государственной власти в субъектах РФ.

Поправка предлагает ограничить срок временного исполнения обязанностей высшего должностного лица субъекта РФ одним годом. В течение этого периода законодательный орган субъекта РФ, убедившись в приемлемости данной кандидатуры, будет вправе утвердить ее. По смыслу законопроекта, временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта РФ по усмотрению Президента РФ может быть назначено как лицо, кандидатура которого была отклонена, так и иное лицо, кандидатура которого не вносилась в законодательный орган субъекта РФ. Согласно предлагаемой поправке в любом случае законодательный орган субъекта РФ будет вправе по своей инициативе утвердить соответствующую кандидатуру. Если этого не произойдет, то Президент РФ будет повторно вносить на утверждение другие кандидатуры в том же порядке, который предусмотрен законопроектом, и в случае двукратного отклонения предложенных кандидатур вновь назначит на срок до одного года временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ.

Поправка также предусматривает возможность повторного внесения (но не два раза подряд) Президентом РФ на утверждение той кандидатуры, которая ранее уже была отклонена законодательным органом субъекта РФ, если такое предложение исходит от самого законодательного органа субъекта РФ либо группы его депутатов численностью не менее одной трети от общего числа.

4.

Статья 1, пункт 4, подпункт "а", абзац десятый:

"3. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет.".

Абзац десятый подпункта "а" пункта 4 статьи 1 изложить в следующей редакции:

"3. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом.

Гражданин, группа граждан Российской Федерации вправе предлагать Президенту Российской Федерации или законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта российской Федерации кандидатуру (кандидатуры) на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).".

"3. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом.

Гражданин, группа граждан Российской Федерации вправе предлагать Президенту Российской Федерации или законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатуру (кандидатуры) на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).".

Права граждан быть избранными в органы государственной власти и на равный доступ к государственной службе гарантируются Конституцией РФ. Институт высшего должностного лица субъекта РФ не должен составлять исключение.

5.

Статья 1, пункт 4, подпункт "б":

"б) пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. Гражданин Российской Федерации может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок не более пяти лет.";".

Подпункт "б" пункта 4 статьи 1 изложить в следующей редакции:

"5. Гражданин Российской Федерации может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок не более пяти лет.

Одно и то же лицо не может занимать должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) более двух сроков подряд.".

"б) пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. Гражданин Российской Федерации может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок не более пяти лет.

Одно и то же лицо не может занимать должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) более двух сроков подряд.";".

Сохранение одного и того же лица в качестве высшего должностного лица субъекта РФ более двух сроков подряд может привести к формированию правящих кланов, коррупционных связей. Необходимо сохранить в Федеральном законе норму, ограничивающую количество сроков полномочий этого руководителя.

6.

Статья 1, пункт 5, подпункт "а", абзац четвертый:

"г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;".

Абзац четвертый подпункта "а" пункта 5 статьи 1 законопроекта изложить в следующей редакции:

"г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации после вынесения предупреждения;".

"г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации после вынесения предупреждения;".

Поправка предлагает изменить предусмотренную законопроектом новую редакцию подпункта "г" пункта 1 статьи 19 Федерального закона.

Понятия "утрата доверия Президента РФ", "ненадлежащее исполнение своих обязанностей" являются юридически неопределенными. Фактически законопроект предусматривает право Президента РФ определять наличие оснований для отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ по своему произвольному усмотрению.

7.

Дополнить пункт 5 статьи 1 законопроекта новым подпунктом "г" следующего содержания:

"г) пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:

"3. Вопрос о выражении недоверия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по инициативе группы депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и регламентом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации указанный вопрос рассматривается по инициативе не менее чем одной трети от установленного числа депутатов палаты, наделенной конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации правом инициирования вопроса о выражении недоверия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) информируется инициаторами рассмотрения вопроса о выражении ему недоверия или законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации о времени и месте рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о выражении ему недоверия, а также вправе давать депутатам объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания выражения недоверия.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе оспорить в суде наличие обстоятельств, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом могут служить основанием выражения ему недоверия. До вступления в силу соответствующего решения суда рассмотрение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о выражении недоверия приостанавливается.

4. Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о недоверии высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимается тайным голосованием двумя третями голосов от установленного числа депутатов.

В двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации решение о недоверии высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимается тайным голосованием двумя третями голосов от установленного числа депутатов каждой из палат.";";

подпункты "г"-"з" пункта 5 статьи 1 законопроекта считать соответственно подпунктами "д"-"и".

"г) пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:

"3. Вопрос о выражении недоверия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по инициативе группы депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и регламентом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации указанный вопрос рассматривается по инициативе не менее чем одной трети от установленного числа депутатов палаты, наделенной конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации правом инициирования вопроса о выражении недоверия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) информируется инициаторами рассмотрения вопроса о выражении ему недоверия или законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации о времени и месте рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о выражении ему недоверия, а также вправе давать депутатам объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания выражения недоверия.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе оспорить в суде наличие обстоятельств, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом могут служить основанием выражения ему недоверия. До вступления в силу соответствующего решения суда рассмотрение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о выражении недоверия приостанавливается.

4. Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о недоверии высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимается тайным голосованием двумя третями голосов от установленного числа депутатов.

В двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации решение о недоверии высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимается тайным голосованием двумя третями голосов от установленного числа депутатов каждой из палат.";";

подпункты "г"-"з" пункта 5 статьи 1 законопроекта считать соответственно подпунктами "д"-"и".

Поправка предлагает изменить редакцию пунктов 3 и 4 статьи 19 Федерального закона, при этом поправка не предполагает изменение каких-либо положений самого законопроекта.

Законопроект предусматривает участие законодательного органа субъекта РФ в процедурах наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ и отрешения его от должности. Перечень оснований выражения законодательным органом субъекта РФ недоверия высшему должностному лицу субъекта РФ дополняется такой позицией, как "ненадлежащее исполнение высшим должностным лицом субъекта РФ своих обязанностей" (подпункт "в" пункта 5 статьи 1 законопроекта). Представляется, что введение этих новелл должно предполагать адекватную компенсацию, обеспечивающую баланс во взаимоотношениях ветвей государственной власти субъекта РФ. Поправка предлагает в качестве такой компенсации более подробную регламентацию процедуры выражения законодательным органом субъекта РФ недоверия высшему должностному лицу субъекта РФ.

Во-первых, предусматривается обязательное информирование высшего должностного лица субъекта РФ о времени и месте рассмотрения вопроса о выражении ему недоверия. Во-вторых, предусматривается право высшего должностного лица субъекта РФ давать депутатам объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания выражения недоверия, а также оспорить в суде факты, свидетельствующие о наличии основания выражения ему недоверия. До вступления в силу решения суда рассмотрение соответствующего вопроса должно приостанавливаться. В-третьих, предусматривается возможность установления в конституции (уставе) субъекта РФ и регламенте законодательного органа дополнительных процедурных гарантий при выдвижении инициативы о выражении недоверия высшему должностному лицу субъекта РФ. В этих актах может предусматриваться, например, создание специальной депутатской комиссии для проверки обстоятельств, служащих основанием выражения недоверия. В_четвертых, предусматривается обязательность тайного голосования при принятии решения о недоверии, что будет важнейшей гарантией свободы волеизъявления депутатов.

8.

Статья 1, пункт 5, подпункт "ж", седьмой и восьмой абзацы:

"д) двукратного отклонения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации представленной кандидатуры (представленных кандидатур) на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Временно исполняющий обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не имеет права распускать законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, вносить предложения об изменении конституции (устава) субъекта Российской Федерации.".

Внести в подпункт "ж" пункта 5 статьи 1 законопроекта следующие изменения:

1) в абзаце седьмом слова "представленной кандидатуры (представленных кандидатур)" заменить словами "представленных кандидатур";

2) дополнить абзац восьмой предложением следующего содержания: "Срок временного исполнения обязанностей высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не может превышать одного года.".

"д) отклонения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации представленных кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Временно исполняющий обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не имеет права распускать законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, вносить предложения об изменении конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Срок временного исполнения обязанностей высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не может превышать одного года.".

Поправка предлагает внести изменения в предпоследний и последний абзацы пункта 9 статьи 19 Федерального закона (в редакции законопроекта).

Предлагается исключить возможность внесения Президентом РФ на утверждение законодательного органа субъекта РФ два раза подряд одной и той же кандидатуры высшего должностного лица субъекта РФ, поскольку реализация такой возможности лишает всякого смысла участие законодательного органа субъекта РФ в процедуре назначения высшего должностного лица субъекта РФ.

Также предлагается ограничить срок временного исполнения обязанностей высшего должностного лица субъекта РФ одним годом. Поскольку законопроект ограничивает срок полномочий только высшего должностного лица субъекта РФ и не ограничивает срок временного исполнения неутвержденным лицом соответствующих обязанностей, то получается, что временно исполняющий обязанности высшего должностного лица субъекта РФ будет исполнять эти обязанности пожизненно, если Президентом РФ не будет предложена иная кандидатура. Сама возможность пожизненного "временного исполнения" соответствующих обязанностей в случае бездействия Президента РФ не согласуется с конституционными принципами организации государственной власти в субъектах РФ.

9.

Статья 1, пункт 6, подпункт "а", абзац второй:

6) в статье 29_1:

"а) дополнить пунктом 3_1 следующего содержания:

"3_1. Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.".

В абзаце втором подпункта "а" пункта 6 статьи 1 законопроекта слова ", с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом" исключить.

6) в статье 29_1:

"а) дополнить пунктом 3_1 следующего содержания:

"3_1. Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.".

Поправка предлагает внести изменение в пункт 3_1 статьи 29_1 Федерального закона (в редакции законопроекта).

Понятия "утрата доверия Президента РФ", "ненадлежащее исполнение своих обязанностей" являются юридически неопределенными. Фактически законопроект предусматривает право Президента РФ определять наличие основания для отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ по своему произвольному усмотрению.

При установлении оснований для отрешения Президентом РФ от должности высшего должностного лица субъекта РФ не может копироваться механизм отставки Правительства РФ по решению Президента РФ. Правительство РФ административно подчинено Президенту РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ представляет субъект РФ, а не Президента РФ.

10.

По всему тексту законопроекта и по всему тексту Федерального закона слова "высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)" в соответствующих падежах заменить словами "высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации" в соответствующих падежах.

Поправка имеет юридико-технический характер и обеспечивает правильное использование терминов. Согласно действующей редакции Федерального закона (подпункт "а" пункта 2 статьи 5) введение должности высшего должностного лица субъекта РФ остается на усмотрение самого субъекта РФ. В отличие от этого, законопроект предполагает обязательность наличия такой должности в каждом субъекте РФ.

Определение "высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)", используемое в тексте Федерального закона, означает, что соответствующие нормы адресованы высшему должностному лицу субъекта РФ, а если конституцией (уставом) субъекта РФ такая должность не предусмотрена, то - руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Согласно законопроекту высшее должностное лицо должно быть в каждом субъекте РФ и будет руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Поэтому наименование этого лица не только может, но и должно в соответствии с правилами законодательной техники стать безальтернативным. Слова "(руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)" в соответствующих падежах необходимо исключить по всему тексту Федерального закона.

     

Редактор проекта:
депутат Московской городской Думы
В.Ф.Ковалевский
24 ноября 2004 года

     

Текст документа сверен по:
файл - рассылка Московской городской Думы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»