Действующий

Об организации работы по контролю за применением контрольно-кассовой техники на территории г.Москвы

4. Примерный порядок проведения проверки ККТ

4.1. Проверка соблюдения организацией (индивидуальным предпринимателем) законодательных и нормативно-правовых актов о применении ККТ может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии руководителя (владельца) проверяемого объекта.

Работникам налоговых и других контролирующих органов, участвующих в проверке, категорически недопустимо провоцирование в ходе проверки работников проверяемых объектов на действия, нарушающие Закон.

4.2. Проверки проводятся следующими методами:

- визуального наблюдения проверяющими за продажей товаров (оказанием услуг, проведением работ) покупателям (клиентам);

- приобретения проверяющими товаров в личное пользование;

- приобретения товаров сотрудниками органов, наделенных правом контрольной (проверочной) закупки, участвующих в проведении проверки, с последующим оформлением соответствующего акта;

- выявления нарушений Закона в ходе выездных налоговых проверок и проверок полноты оприходования денежной наличности (в случае, если с момента нарушения до момента проверки прошло менее двух месяцев).

4.3. На начальном этапе проведения проверки проверяющими по результатам наблюдения за продажей товаров (оказанием услуг) покупателям (клиентам) дается предварительная оценка состоянию соблюдения законодательства о применении ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением на конкретном объекте проверки (точке). Однократного нарушения достаточно для оформления акта о нарушении действующего законодательства (а в случае установления факта неприменения ККТ - акта и протоколов об административном правонарушении).

4.4. С учетом оснований, полученных в результате визуального наблюдения, проверяющие приступают к проведению проверки. При необходимости в установленном порядке производится контрольная (проверочная) закупка товаров сотрудниками органов, наделенных соответствующим полномочием и участвующих в проведении проверки, которая оформляется соответствующим актом. После этого проверяющие предъявляют руководителю или другому должностному лицу организации поручение налогового органа, документы, удостоверяющие их личность (должность), и приступают к более детальной проверке соблюдения законодательства о применении ККТ и документальному оформлению материалов проверки.

4.5. Проверяется весь комплекс документов, характеризующих статус организации (индивидуального предпринимателя), устанавливаются личности и должностное положение персонала, наличие у них соответствующих квалификационных документов (свидетельств, аттестатов, удостоверений и т.п.), документов на право осуществления той или иной конкретной деятельности, на право пользования помещением, документов, подтверждающих регистрацию организации (индивидуального предпринимателя) и постановку ее (его) на учет в налоговом органе, наличие лицензий на право торговли винно-водочными изделиями и другими подакцизными товарами и т.п.

Одновременно проверяются: соответствие применяемых моделей ККТ требованиям Госреестра, Классификатора ККТ, установленным срокам использования моделей, исключенных из Госреестра, соответствие заводских (паспортных) и регистрационно-учетных данных ККТ фактическим, их исправность, наличие договора на техническое обслуживание, карточки регистрации ККТ, наличие средств визуального контроля, маркировочной таблички ККТ, пломб и т.д.

4.6. Проверка выполнения организацией (индивидуальным предпринимателем) требований Положения по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.93 N 745 (в редакции постановления Правительства РФ от 07.08.98 N 904), наряду с требованиями Типовых правил эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России от 30.08.93 N 104, производится непосредственно на месте установки ККТ. Сверяется фактическое место установки ККТ с данными, зафиксированными в документах о регистрации ККТ; путем осмотра внешнего состояния ККТ устанавливаются тождественность заводского номера на машине и в документах, наличие пломб на кожухе машины, наличие голограмм, качество чека и полнота напечатанных на нем реквизитов и др.

4.7. После осмотра контрольно-кассовой техники рекомендуется тщательно проверить имеющиеся контрольные ленты (особенно в местах обрыва), обращая особое внимание на наличие на ленте порядковых номеров, даты и времени совершения торговой операции, количество гашений счетчиков и т.д. Следует иметь в виду, что в некоторых моделях ККТ дата начала работы должна вводиться механически кассиром-операционистом ежедневно в начале смены, что не исключает возможности злоупотреблений при использовании ККТ. В то же время на всех электронных ККТ с фискальной памятью, включенных в Государственный реестр, дата и время покупки, нумерация чеков осуществляются в автоматическом режиме, что позволяет установить допущенные злоупотребления относительно утраты или замены части контрольной ленты.

4.8. Проверяются нулевые чеки: их количество, время пробития, если их несколько в течение смены, устанавливается, чем была вызвана эта необходимость.

4.9. Проверяется наличие прошитого и скрепленного подписью и печатью (штампом) налогового органа журнала кассира-операциониста по ф. N КМ-4 (при наличии его на проверяемом объекте), надлежащим образом оформленных ценников на товары (прейскурантов на услуги).

При проверке наличия прейскуранта на оказываемые услуги (работы) проверяющий обращает внимание на обоснованность этого документа (кем утвержден, когда, для какой отрасли, ведомства, организации), внешнее оформление (четкость написания, наличие заверяющей подписи, печати и др.), а также на размещение его в доступном для клиентов месте.

4.10. Одновременно проверяется наличие договора с ЦТО на сервисное обслуживание ККТ, а также ведение записей в журнале вызова технических специалистов и регистрации выполненных работ по форме N КМ-8.

4.11. При проверке организаций (индивидуальных предпринимателей), которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой техники, т.е. с выдачей квитанций, путевок, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты или других приравненных к чекам документов строгой отчетности, следует проверить правомерность применения данной организацией (предпринимателем) документов строгой отчетности.

4.12. Право утверждения форм документов строгой отчетности по представлению заинтересованных министерств, ведомств и организаций предоставлено Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам. Все остальные бланки неустановленного образца не являются документами строгой отчетности и не дают права на прием наличных денежных средств без применения ККТ.

4.13. Организация (индивидуальный предприниматель), которая(ый) в соответствии с законодательством вправе применять при осуществлении денежных расчетов с населением документы строгой отчетности по утвержденным формам и не применяет их, а равно использует бланки неутвержденных форм, не освобождается от обязанности применения ККМ и несет ответственность, установленную ст.14.5 КоАП РФ.

4.14. В случае выявления факта невыдачи клиенту квитанции или другого приравниваемого к чеку документа строгой отчетности или выдачи документа с указанием суммы менее уплаченной проверяющий делает соответствующую запись в акте и составляет протоколы как за неприменение ККМ.

4.15. В акте и протоколах отражаются все факты нарушения и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки. При описании составов правонарушений необходимо использовать те формулировки, которые содержатся в законодательных актах. Также акт и протоколы должны содержать ссылки на конкретные статьи Закона, пункты нормативно-правовых актов, которые организация (индивидуальный предприниматель) нарушила(ил). Обстоятельства совершения правонарушения должны подтверждаться документами, оформленными в ходе проверки, объяснениями должностных лиц, свидетельскими показаниями (заявлениями) покупателей товара (оказанной услуги) и другими документами. В качестве доказательств нарушений законодательства о применении ККТ могут использоваться также документы и фактические данные организации (индивидуального предпринимателя), акты контрольных (проверочных) закупок, чеки, объяснения должностных лиц проверяемой организации, документы предыдущих проверок, проведенных налоговыми инспекциями, а также государственными контролирующими или правоохранительными органами (акты, протоколы, постановления инспекций и др.).

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. Объяснения должностных лиц проверяемого объекта следует получить по каждому факту выявленного в процессе проверки правонарушения.

В случае отказа должностных лиц проверяемого объекта от дачи объяснения и подписания акта и протоколов этот факт отмечается и в акте, и в протоколах после подписи проверяющих записью примерно такого содержания: "От подписания акта (протокола) и дачи объяснения причины нарушения действующего законодательства должностные лица организации (указывается, кто конкретно) отказались", которая удостоверяется подписями проверяющих или лица, составившего протокол.