Система Центров общественного доступа является организационно-техническим элементом городского информационно-коммуникационного пространства, который наряду с Центрами общественного доступа включает уровень управления системой, реализованный с помощью Центра мониторинга и управления системой.
Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы, являющийся государственным заказчиком, совместно с Управлением информатизации города Москвы осуществляет выработку единой стратегии развития Системы Центров общественного доступа, разработку методологических, инструктивных и регламентирующих материалов.
Организация текущей работы Системы Центров общественного доступа возлагается на собственный персонал Системы.
В качестве аппаратно-программных комплексов Система Центров общественного доступа включает Центр мониторинга и управления системой и собственно Центры общественного доступа.
Центр мониторинга и управления системой предназначен для контроля работоспособности Системы Центров общественного доступа, анализа и оптимизации загрузки оборудования, оптимизации трафика Интернета для снижения совокупной стоимости владения Системой в период эксплуатации. Центр мониторинга и управления системой обеспечивает подключение пользователей Центров общественного доступа к Системе городских порталов по выделенным и коммутируемым линиям связи.
Центр мониторинга и управления системой состоит из следующих подсистем:
- подсистемы управления, предназначенной для контроля доступности аппаратных ресурсов сети, автоматического выявления неисправностей в сети, обнаружения новых устройств в Системе Центров общественного доступа,
- подсистемы сбора статистики, предназначенной для сбора и обобщения информации о времени непрерывной работы, загрузке, температуре и других параметрах объектов мониторинга (серверов, каналов связи, сетевых устройств);
- базы данных ресурсов и доступных сервисов Системы Центров общественного доступа (оборудование, персонал, услуги);
- подсистемы защиты информации, предназначенной для защиты информации, доступной через Систему Центров общественного доступа, от хищения, утраты, утечки, уничтожения, искажения и подделки за счет несанкционированного доступа и специальных воздействий.
Центр мониторинга и управления системой может быть составной частью более крупного узла мониторинга вычислительной сети органов исполнительной власти города Москвы.
Центры общественного доступа предполагается создавать в форме и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Центр общественного доступа предоставляет доступ к следующим информационным ресурсам:
- информации о деятельности Правительства Москвы, отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы, городских предприятий и организаций, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, законами и иными правовыми актами города Москвы;
- социально значимым информационным ресурсам, в том числе Системе городских порталов;
- справочно-правовым системам, предоставляемым по договорам с владельцами, доступ к которым осуществляется через Центр общественного доступа в соответствии с условиями лицензионных соглашений;
- электронным средствам массовой информации, библиотекам и базам данных по российской прессе и законодательству Российской Федерации и города Москвы, предоставляемые по договорам с владельцами ресурсов.
Центр общественного доступа представляет собой типовой элемент Системы.
Различаются следующие типы Центров общественного доступа:
инфомат - Центр общественного доступа типа А - (число одновременно работающих пользователей - 1, персонала, обслуживающего посетителей, - нет);
- 1-пользовательский - Центр общественного доступа типа Б - (работает вне сети или через локальную вычислительную сеть учреждения, персонала нет);
- 5-пользовательский - Центр общественного доступа типа В - (работает в собственной сети или через локальную вычислительную сеть учреждения, персонал - консультант);
- 10-пользовательский - Центр общественного доступа типа Г - (работает в собственной сети или через локальную вычислительную сеть учреждения, персонал - администратор и консультант).
Типовой Центр общественного доступа содержит следующее оборудование: