Недействующий

О Концепции создания и развития системы центров общественного доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 29.03.2017 N 152-ПП)

3.3. Московский опыт


В настоящее время в городе Москве накоплен значительный опыт создания и функционирования пунктов доступа к информационно-коммуникационным технологиям.

На базе школ и колледжей созданы компьютерные классы, многие из которых подключены к Интернету. В префектурах административных округов и управах районов установлены информационные киоски и персональные компьютеры для посетителей. В городе имеются компьютерные центры досуга и Интернет-кафе.

С точки зрения данной Концепции наиболее близки к определению Центра общественного доступа 53 пункта доступа к информационным ресурсам, созданные в библиотеках города.

В 19 библиотеках Юго-Восточного административного округа для читателей предоставляется доступ в Интернет, для школьников - бесплатно. Доступны зарубежные базы данных периодических изданий гуманитарных и специальных направлений.

В 5 библиотеках (библиотеки NN 42, 137, 142, 31, 151) работают Интернет-видеостудии, две из них являются базовыми (имеют дополнительные выделенные каналы связи).

Во всех библиотеках Централизованной библиотечной системы можно сделать копии необходимых документов, в большинстве - отсканировать и перевести текст в электронный формат.

На основе библиотеки N 137 в 2000 году был открыт первый в Москве Молодежный Интеллект-Центр, который положил начало созданию целой сети таких центров на Юго-Востоке Москвы. К настоящему времени в сеть входит более 20 Интеллект-Центров. Типовой набор сервисов Интеллект-Центра включает:

- Поиск информации в сети Интернет

- Обучение использованию информационных технологий

- Предоставление услуг электронной почты

- Дистанционное образование

- Электронная доска объявлений и дискуссионный клуб;

- Интернет-видеоконференции с другими клубами Москвы и других городов.

Аудиторию Центров общественного доступа, созданных на основе 19 библиотек Централизованной библиотечной системы "Люблино", составляют 103,7 тыс. читателей, преимущественно жителей Юго-Восточного административного округа. Из них 57% - школьники, 23,4% - студенты, 11,4% - служащие, 8,2% - прочие категории населения.

Центры общественного доступа, работающие на базе публичных библиотек, являются многофункциональными. Основной функцией, реализуемой в этих Центрах общественного доступа, является предоставление услуг по работе с информационными фондами библиотек, в том числе - поиску необходимого издания посредством электронных каталогов, работе с электронными версиями книг и периодических изданий.

Успешно действует Центр общественного доступа на базе библиотеки им.Л.Н.Толстого Централизованной библиотечной системы N 1 Южного административного округа, предоставляющий бесплатный доступ к Интернет.

Большая часть библиотечных Центров общественного доступа создана в рамках комплексной программы создания Корпоративной системы публичных библиотек Москвы, предназначенных для создания и использования объединенных информационных ресурсов публичных библиотек Москвы с целью удовлетворения социальных, культурных, научных потребностей жителей города. Корпоративная система публичных библиотек Москвы является некоммерческим объединением библиотек.

Количество центральных московских публичных библиотек и их филиалов, участвующих в Корпоративной системе, - 273, что составляет 62,5% от общего числа публичных библиотек Москвы.

Имеют персональные компьютеры около 210 библиотек.

Количество оборудованных персональными компьютерами рабочих мест составляет 1030.

Количество рабочих мест, имеющих выход в Интернет, составляет 270.

Количество Интернет-классов - 53.

Заинтересованность участия московских библиотек в Корпоративной системе определяется открывающимися возможностями:

- Поддержки функционирования библиотеки из общих средств целевого назначения;

- Экономии трудовых и финансовых ресурсов за счет организации коллективной обработки документов и данных участниками корпоративной сети;

- Получения квалифицированной поддержки при решении задач, связанных с установкой и обеспечением функционирования программно-аппаратных средств;

- Обучения и повышения квалификации сотрудников библиотеки в рамках целевых программ;

- Поставки программно-аппаратных средств и поддержки работы в Интернет за счет бюджета города;