В настоящее время для создания аналогов центров общественного доступа в промышленно развитых странах используются два основных подхода:
- Самостоятельная организация, специализирующаяся на предоставлении услуг доступа к информационным технологиям и ресурсам;
- Подразделение организации, предоставляющей широкий спектр услуг.
В рамках этих двух подходов можно выделить пять основных типов центров:
- общедоступные центры;
- центры, ориентированные на обслуживание конкретных групп населения;
- многоцелевые центры, предоставляющие заданный набор услуг;
- сети муниципальных технологических центров;
- информационные киоски.
Общедоступные центры. Эти центры обеспечивают обучение и доступ к вычислительным ресурсам, информационным и телекоммуникационным технологиям и услугам, включая технологии видеоконференцсвязи. Центры данного типа в США обслуживают всех жителей данного региона, без каких-либо ограничений. Уровень обслуживания и программы обучения определяются главным образом объемами финансирования. В большинстве случаев такого рода центры являются самостоятельными организациями, хотя имеются примеры их функционирования в виде структурных подразделений других организаций.
Центры, ориентированные на обслуживание конкретных групп населения. Эти центры в организационном и техническом отношении ориентированы на обслуживание определенных категорий населения. Примером могут служить центры Объединения по обслуживанию бездомных семей (Consortium for Services to Homeless Families), действующие в Вашингтоне и других городах США. Их основное назначение - обеспечить доступ к информационным ресурсам, облегчающим поиск работы и постоянного жилища.
Многоцелевые центры. Многоцелевые центры, такие как сеть компьютерных клубов USES на юге США, наряду с доступом к информационно-коммуникационным ресурсам и услугам предоставляют ряд социальных услуг, не связанных с информационно-коммуникационными технологиями, таких как доставка товаров на дом, продажа транспортных билетов, трудоустройство. Для этих центров характерно обслуживание различных социальных групп населения на сравнительно небольших территориях.
Сети муниципальных технологических центров. Основной особенностью сети такого рода центров является то, что их деятельность направлена на осуществление конкретной региональной программы обучения навыкам использования информационных технологий, для выполнения которой создается сеть специализированных центров. Примером может служить программа "Информационные технологии в образовании" (Technology-In-Learning) в США, в выполнении которой наряду с головным специализированным центром участвуют вспомогательные центры, созданные на базе школ и других муниципальных учреждений.
Информационные киоски (инфоматы). Инфомат представляет собой отдельно стоящую конструкцию, все компоненты которой заключены в стальной короб современного вида, обеспечивающий их надежную защиту. Инфоматы могут находиться внутри здания или снаружи, примыкать к остановкам общественного транспорта. В полную комплектацию инфомата входит плоский сенсорный экран, компьютер, принтер, установка для чтения кредитных карт, аудиоколонки и дополнительное защитное стекло для сенсорного экрана. В Великобритании сеть инфоматов насчитывает 400 единиц (из них 200 - в Лондоне), в Швеции - около 50, в Бразилии в 2003 году установлены первые 10 инфоматов.