Основной объем перевозок пассажиров в Москве обеспечивают ГУП "Московский метрополитен" и ГУП "Мосгортранс".
Московский метрополитен является основным и наиболее удобным видом городского пассажирского транспорта. Услугами подземного транспорта в рабочие дни пользуются 9-9,5 млн.человек. В настоящее время в городе действуют 12 линий метро с 170 станциями. На балансе предприятия находится более 4 тысяч единиц подвижного состава, 15 электродепо, 283 электроподстанций, 800 тысяч световых точек, 9 тыс.км кабельных линий, 270 систем теплоснабжения, 582 эскалаторов общей протяженностью 63,8 км, 586 км тоннелей, 600 км пути. Московский метрополитен является энергоемким предприятием. Ежедневный расход электроэнергии превышает 5 млн.кВт.ч, три четверти которой расходуется на обеспечение работы подвижного состава.
Наземные перевозки пассажиров осуществляет ГУП "Мосгортранс". В его состав входят 17 автобусных и 7 троллейбусных парков, 1 автобусно-троллейбусный парк, 5 трамвайных депо, 192 конечных станций, 5 заводов. В городе действуют 523 автобусных, 85 троллейбусных и 38 трамвайных маршрутов, которые обслуживают 5,2 тыс. автобусов, 1,6 тыс. троллейбусов и 860 трамваев. В 2003 году наземным транспортом перевезено 4,1 млрд. пассажиров, что составляет 55% общего объема пассажироперевозок в Москве.
Потребление топливно-энергетических ресурсов в 2003 году с учетом собственной выработки энергии составило:
ГУП "Московский метрополитен" | ГУП "Мосгортранс" | Всего | |
- электроэнергия, млн.кВт.ч | 1651 | 391 | 2042 |
- тепловая энергия, тыс.Гкал | 391 | 230 | 621 |
- дизельное топливо, тыс.т | 0,52 | 88,7 | 89 |
- бензин, тыс.т | 1,9 | 23,7 | 25,6 |
Затраты на энергоресурсы в себестоимости транспортных услуг по предприятиям комплекса составляют около 16%.
Потенциал энергосбережения оценивается в 285-290 т у.т. в год.
Целью подпрограммы является повышение энергоэффективности предприятий городского транспорта на основе модернизации энергоемкого оборудования, внедрения современных энергосберегающих технологий и обеспечение за счет этого снижения энергозатрат в себестоимости транспортных услуг, а также уменьшения техногенного воздействия на окружающую среду.
Основные задачи направлены на реализацию резервов экономии энергоресурсов и предусматривают:
- внедрение энергосберегающих технологий и оборудования в силовых установках, конструкциях и материалах транспортных средств;
- перевод наземной инфраструктуры энергохозяйств транспортных предприятий (котельные, тепловые сети, системы освещения, энергопотребляющее и генерирующее оборудование, системы водоснабжения и водоотведения) на энергоэкономичный режим эксплуатации;
- модернизацию парка энергооборудования с использованием тиристорных преобразователей, расширением внедрения асинхронного привода с преобразователям частоты, внедрением автономной (вагонной) системы экономии электроэнергии с использованием накопителей;
- повышение уровня обеспеченности предприятий транспорта современными техническими средствами учета и регулирования использования топлива, энергоносителей и энергоресурсов;
- сокращение непроизводительного расхода энергоресурсов за счет внедрения системы перспективных технических регламентов, региональных и отраслевых стандартов и норм расхода энергоресурсов;
- совершенствование системы стимулирования повышения эффективности.