Мировой опыт
На всемирной встрече на высшем уровне в Женеве по вопросам информационного общества в 2003 году, в Декларации принципов было заявлено об общем стремлении и решимости народов мира построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими с тем, чтобы в полной мере реализовать свой потенциал, для повышения качества своей жизни.
В последние несколько лет практически все развитые и многие развивающиеся страны приступили к формированию и реализации программ развития информационного общества. Наибольших успехов в этом достигли США, Канада, Великобритания, Австралия и другие страны. Все программы имеют четко выраженную социально-экономическую направленность и главным объектом в них является человек и его потребности. Большое внимание в них уделяется укреплению доверия людей к информационно-коммуникационным технологиям.
Согласно современным принципам построения информационной инфраструктуры, в качестве единой точки доступа пользователей ко всем необходимым информационным ресурсам и услугам применяются веб-порталы.
Известны, например, следующие веб-порталы, ориентированные на население:
1. Порталы правительственных служб:
- www.firstgov.gov - правительственный портал США,
- www.direct.gov.uk - правительственный портал Великобритании.
Указанные порталы служат единым входом в систему правительственных служб.
2. Порталы правительств городов или регионов:
- www.budapest.hu - портал города Будапешт,
- www.state.ny.us - портал правительства Нью-Йорка,
- www.access.wa.gov - портал правительства штата Вашингтон.
Данные порталы направлены непосредственно на предоставление информации и оказание услуг (сервисов) для пользователей по территориальному признаку - для жителей страны или региона.
3. Порталы министерств (ведомств) стран:
- www.ato.gov.au - портал налогового управления Австралии,
- www.jobsearch.gov.au - правительственный портал по трудоустройству в Австралии.
Данные порталы ориентированы на предоставление информации и оказание услуг (сервисов) соответствующих ведомств для населения по отраслевому признаку.
Все эти порталы имеют интуитивно понятный интерфейс, системы навигации и поиска информации, специальные тематические страницы и подсказки для обеспечения удобства пользования предоставляемой информацией и услугами.
На порталах отражены основные направления их деятельности, такие как жилье, образование, здравоохранение, местные налоги и другие. На некоторых из них также сформированы типовые профили для различных социальных групп. Например, на портале Вашингтона можно найти информацию для детей, людей с ограниченными возможностями, для избирателей, работников и работодателей, информацию по экологии и окружающей среде, здоровью и другое. На этом портале есть раздел, предназначенный для людей с ограниченным умственным развитием. Навигация по разделу проводится в упрощенном режиме, с применением интуитивно понятной метафоры "Кто - Что - Где - Как".
Таким образом, одна из центральных задач, решаемых сегодня странами и городами - сделать новые информационные виды услуг доступными для всех потенциальных потребителей без исключения, что позволяет сделать взаимодействие с источниками информации более простым, быстрым и комфортным.
Чтобы новые услуги на базе ИКТ отвечали этим требованиям необходимо:
- обеспечить доступность услуг, где и когда в них возникает необходимость,
- обеспечить обратную связь по содержанию и качеству предоставляемых услуг,
- организовать разносторонний анализ информации по различным моделям использования услуг,
- предусмотреть группирование услуг с учетом специфических потребностей различных групп населения и в зависимости от их ориентации на те или иные случаи жизни,
- использовать широкие возможности онлайновых систем, включая центры вызовов.
Например, в проекте "Великобритания в сети" к 2005 году в Интернет будет перенесено более 13 тысяч бумажных форм и 5 миллиардов операций с участием свыше 600 центральных и местных органов власти. Портал государственных служб Великобритании, таким образом, обеспечивает стандартный способ доступа к любым государственным организациям с помощью централизованной удобной инфраструктуры.