Необходимость решения вопросов экологического образования определена Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Экологической доктриной Российской Федерации и иными нормативными актами Российской Федерации и г.Москвы.
Экологическое мировоззрение позволяет всесторонне оценить последствия техногенных процессов и антропогенной деятельности, увязав их в единое целое с естественными природными явлениями. Именно экологические знания могут помочь найти оптимальные пути решения широкого спектра существующих экономических и социальных проблем.
Одним из важных вопросов в области экологического образования является воспитание бережного отношения к водным объектам. Проблема восстановления малых рек и водоемов города требует принятия мер не только со стороны государственных органов, но и обязательного соблюдения основных правил охраны природы всеми жителями города.
В области экологического образования за последнее десятилетие наблюдаются существенные достижения. В системах дошкольного, школьного и вузовского образования предусмотрены соответствующие курсы и программы.
Необходимо создать единую непрерывную систему экологического воспитания и образования на разных уровнях образовательного процесса (детский сад - школа - вуз - послевузовское образование). В этих программах должны быть также заложены методики контроля за следующими результатами процесса воспитания и образования:
- развитием способности детей к передаче получаемой информации из сознания в подсознание;
- формированием в подсознании правильного экологического поведения и мотивации деятельности по отношению к природным объектам;
- способностями детей использовать полученную информацию в различных ситуациях, требующих экологически правильного поведения и т.д.
Для более эффективного осуществления экологического образования в детских садах и домашних условиях следует разрабатывать и изготавливать специальные игровые наборы типа домино с картинками растений, животных, рыб (например, обитающих в водных объектах города Москвы); компьютерные игры, позволяющие заменить "страшилки" и "пугалки", направленные на взаимное убийство и т.д.
В школьных курсах "Окружающий мир", "Природоведение", "Биология", "Ботаника", "Зоология", "Экология", "Москвоведение" необходимо использовать передаваемые знания для закрепления тех экологически правильных образов природной среды, которые были сформированы на дошкольном уровне экологического воспитания, и постоянно акцентировать внимание детей на необходимость экологически правильного поведения во всех жизненных ситуациях. При преподавании остальных дисциплин (математики, физики, химии, литературы и др.) желательно в качестве примеров, задач и упражнений использовать тематику, связанную с природоохранной деятельностью.
При составлении программ для вузов различных специальностей следует использовать материалы и разделы Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "Водные ресурсы и водопользование" и других природоохранных специальностей.
Необходимо организовать систематическое проведение занятий на курсах повышения квалификации работников коммунального хозяйства и строительства с учетом в программах занятий проблем восстановления и правильной эксплуатации рек и водоемов на территории города.
Сохранившиеся долины рек являются зелеными артериями города, а часто и единственными зонами рекреации для отдельных микрорайонов города.
В области экологического воспитания и образования особое внимание следует уделить работе средств массовой информации.
В настоящее время в Москве популярна передача "Лицом к городу". В ходе этой передачи следует уделять большее внимание проблеме восстановления городских рек и водоемов. Отдельное обсуждение этой темы позволит высказаться как специалистам в области гидротехники и ландшафтного благоустройства, так и работникам городских служб.
Необходимо сообщить жителям Москвы о разработке и утверждении Программы по восстановлению малых рек и водоемов, а затем постоянно прослеживать этапы ее реализации, знакомя москвичей с основными результатами. Целесообразно изготовить и вывесить в метро и на улицах рекламы, пропагандирующие мероприятия, проводимые в рамках Программы. Следует посвятить вопросу восстановления рек и водоемов постоянную рубрику в московских газетах.
В циклах передач для детей рекомендуется использовать разнообразные средства для формирования у детей и подростков экологически правильных образов отношения к природе, к условиям существования природных экосистем, в том числе водных. Целесообразно заказать студии мультфильмов специальные фильмы, иллюстрирующие важность чистой воды для живущих в ней биологических объектов и людей.
При проведении городских праздников целесообразно ряд мероприятий проводить на берегах московских рек и водоемов, привлекая внимание к значению воды для человека в экологическом и психологическом смысле и транслируя эти мероприятия по телевидению.
В районах города, прилегающих к рекам и водоемам, при проведении плановых отчетов депутатов, необходимо уделять внимание вопросам состояния водных объектов и роли депутатов в работе по их восстановлению.
На основании изложенного разработана подпрограмма по экологическому образованию и пропаганде охраны водных объектов в г.Москве, основными приоритетными направлениями являются:
- воспитание бережного отношения к водным объектам города Москвы;
- непрерывная система экологического воспитания и образования на разных уровнях образовательного процесса;
- повышение квалификации специалистов в области экологического образования в области охраны водных объектов;
- привлечение средств массовой информации к экологическому воспитанию и образованию;
- вовлечение населения, в том числе школьников, в общегородские мероприятия направленные на улучшение состояния водных объектов города;
- подготовка населения по вопросам безопасного и цивилизованного отдыха на водных объектах и т.д.