В последние 15 лет в России изменилось государственное устройство, более чем наполовину сократился объем промышленного производства, соответственно увеличился дефицит финансовых и энергетических ресурсов, одновременно были введены новые требования к качеству питьевой воды, ужесточены требования к сбросам сточных вод и т.д., однако сложившаяся система управления водопользованием практически не изменилась.
Отдельные части системы водопользования управляются различными организациями в соответствии с их ведомственными интересами. В условиях дефицита воды, электроэнергии, финансовых ресурсов проблема эффективного, скоординированного управления водопользованием становится особенно актуальной.
Управление системой водопользования осуществляется по следующим направлениям (критериям):
- обеспеченность водопользователей всех категорий водой, услугами канализации;
- соответствие воды государственным стандартам и региональным нормам на питьевую воду, на воду в водоемах культурно-бытового значения, на поверхностные воды в реках рыбохозяйственного значения, на качество воды в инженерных системах;
- достаточное обводнение территории для ведения хозяйственной деятельности и сохранения комфортной экологической обстановки;
- минимальное потребление энергии и ресурсов;
- минимальный ущерб окружающей среде;
- максимальная надежность системы и отдельных ее подсистем;
- минимальная стоимость капитальных и эксплуатационных затрат.
Достичь оптимальности по всем перечисленным выше критериям зачастую невозможно. Поэтому интегрированное управление предполагает, во-первых, установление приоритетных критериев, во вторых, разработку организационных и инженерных методов достижения целей и необходимых для этого затрат и, наконец, поиск компромиссных решений, учитывающих реальные ограничения.
Интегрированное управление обеспечивает управление системой водопользования, оптимальное сразу по нескольким критериям. Модель интегрированного управления состоит из структуры системы водопользования и набора управляющих воздействий на систему.
Управление системами водопользования основано на существующей законодательно-нормативной базе, основным документом в которой является Водный кодекс Российской Федерации.
Важнейшим вопросом в области охраны водных ресурсов, требующим решения, является установление категорий водопользования водных объектов и система нормирования качества природных и сточных вод с учетом фактического функционального использования водных объектов на территории города Москвы. Данная проблема требует взаимодействия органов исполнительной власти Российской Федерации, Москвы и Московской области.
В соответствии с существующей системой водоснабжения и водоотведения в г.Москве почти все предприятия и организации города являются абонентами коммунальных предприятий МГП "Мосводоканал" и (или) ГУП "Мосводосток", их водохозяйственная и водоохранная деятельность фактически выпадает из водного законодательства Российской Федерации и регулируется гражданским законодательством на основании договоров абонирования городских сетей.
Однако многие абоненты коммунальных систем водоотведения оказывают негативное влияние на водные объекты, так как:
- большинство выпусков городской водосточной сети не имеют устьевых очистных сооружений, а существующие очистные сооружения технически устарели и не обеспечивают требуемую степень очистки, поэтому сточные воды и загрязняющие вещества, поступающие от абонентов в городской водосток, напрямую транспортируются в водные объекты города;
- городские станции аэрации МГУП "Мосводоканал" не предназначены для очистки производственных сточных вод, поэтому многие специфические загрязняющие вещества, сбрасываемые в городскую канализацию с производственными сточными водами, не удаляются на городских очистных сооружениях и транзитом поступают в водные объекты;
В настоящее время разрабатывается "Закон о водных объектах г.Москвы", в котором должны быть отражены все вопросы, относящиеся к водопользованию и охране водных объектов на территории города Москвы, в том числе:
- особенности коллекторно-речной сети, эксплуатируемая ГУП "Мосводосток";
- особенности водопользования городских коммунальных предприятий МГУП "Мосводоканал" и ГУП "Мосводосток", их права, обязанности и ответственность;
- основные направления использования водных объектов в городе;
- организация предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на водных объектах;
- источники загрязнения водных объектов в черте города, основным из которых является поверхностный сток с территории;
- поверхностный сток с неканализованных и с селитебных территорий, который в настоящее время выпадает из системы нормирования и оплаты сброса загрязняющих веществ;
- ответственность различных городских организаций за состояние и содержание водных объектов и прилегающих территорий и т.д.
Для решения проблемы неорганизованного сброса загрязняющих веществ с поверхностным стоком институтом МосводоканалНИИпроект разработаны "Временные правила нормирования сбросов загрязняющих веществ на рельеф местности", которые в настоящее время находятся в стадии согласования.
В настоящее время имеет место несоответствие между системой нормирования сбросов загрязняющих веществ через выпуски городского водостока и системой статистической отчетности 2ТП-водхоз ГУП "Мосводосток" о фактических сбросах загрязняющих веществ в водные объекты.
Нормирование сбросов загрязняющих веществ осуществляется в соответствии с существующим федеральным законодательство по конкретным выпускам ГУП "Мосводосток" в водные объекты с учетом общего объема сброса от абонентов и с селитебной территории. Статотчетность о фактическом сбросе загрязняющих веществ по форме 2ТП-водхоз ГУП "Мосводосток" представляет по объему и сбросу загрязняющих веществ, поступающих в городскую водосточную сеть (а не в водные объекты!) от абонентов городской водосточной сети с разбивкой по бассейнам рек Москва, Яуза, Сетунь, Сходня. Существующий порядок статотчетности ГУП "Мосводосток" не характеризует динамику изменения сбросов загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты и нуждается в корректировке.