Контроль имеет большое значение для обеспечения стабильного качества производства продукции (услуг) и является неотъемлемой частью всех производственных процессов.
Организация должна иметь разработанные и эффективно функционирующие процедуры контроля и испытаний с целью проверки выполнения установленных требований к продукции (услугам). Процедуры контроля должны быть неотъемлемой частью производственного процесса. Контроль должен быть налажен таким образом, чтобы выявлял возможные дефекты до передачи продукции потребителю.
Организация должна выполнять:
- входной контроль и испытания материалов, деталей, оборудования;
- контроль и испытание в процессе производства продукции (услуг) (операционный контроль);
- окончательный контроль при сдаче потребителю в эксплуатацию (приемочный контроль);
- внутренний и внешний аудит.
С целью получения объективных данных о показателях, характеризующих качество производственных процессов и готовой продукции (услуг), организация должна периодически (не реже 1 раза в год) проводить внешний аудит качества продукции (услуг) с привлечением квалифицированных специалистов Органов сертификации Госстандарта РФ в рамках добровольной сертификации.
Контроль в процессе производства включает в себя не только контроль определенных показателей качества, но и проверку соблюдения сотрудниками технологической дисциплины. Процесс контроля осуществляется по контрольным точкам, установленным в Программе качества. Новый технологический этап не должен начинаться без проверки качества выполненных предшествующих работ.
Окончательный контроль должен включать проверку не только качества произведенной продукции (услуги), но и проверку полноты проведенных контрольных и испытательных мероприятий в процессе производства. Организацией должны быть определены методы регистрации результатов контроля и испытаний в соответствующем журнале. Наибольший удельный вес работ по контролю качества производства продукции (услуг) в организации должен приходиться на входной и операционный контроль.