Большинство семей, оказавшись в сложной ситуации, не знают своих прав и обязанностей, не имеют представления о государственных программах помощи.
Решением проблемы может стать открытие общественных приемных, ведущих юридическую консультацию для семей в трудных жизненных ситуациях.
Работа с населением, накопление практического опыта, позволит сформулировать необходимые законодательные инициативы, которые могут быть выдвинуты общественной организацией на последующих этапах своей деятельности.
Как показывает практика, действующее законодательство регулирует только внутрисемейный конфликт и обращает внимание на семейное положение гражданина лишь в отдельных кризисных случаях.
Под законодательное регулирование попадают только личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи. То есть семья не является субъектом в законодательстве, которое предназначено лишь для распутывания разного рода внутрисемейных конфликтов. Проведение политики, направленной на повышение семейных ценностей, требует и законодательного оформления статуса семьи, с фиксацией ее состава.
Ведение информационно-рекламной кампании или связи с общественностью.
В целях формирования общественной организации, прежде всего необходимо взаимодействие с обществом и властями на основах постоянного диалога, так как любая общественная структура не способна легитимно функционировать вне процессов гласности, игнорируя принцип "прозрачности" своей деятельности.
Осуществлять подобное взаимодействие организации с гражданами при наличии эффективной системы связей с общественностью, в интересах которых организация создана. Это также придаст структуре большую оперативность, гибкость, экономичность и действенностью.
В данном разделе предлагается модель построения эффективной системы связей с общественностью, которые могут быть воспроизведены в реальном времени при формировании организации "Обеспокоенные родители".
Диалог организации и общественности - основа существования создаваемой структуры.
В современную постиндустриальную эпоху, по мнению большинства экспертов, возник институт общественного мнения, принимающий на себя политическую функцию контроля обществом над всеми действующими структурами, организациями и институтами. Говоря другими словами, произошло создание автономной публичной сферы. Ее основное оружие убедительный аргумент в существующем информационном поле и перманентная дискуссия по различным вопросам общественного развития.
Функционирование общественной организации оказалось в полной зависимости от систем связи с общественностью и управления потоками информации.
Современные социально-политические институты всего мира все больше осознают, что эффективность деятельности их структур напрямую зависит от потребностей, ожиданий и мнений граждан. Воздействие на потребности, ожидания и мнения граждан происходит постоянно, но осуществляется на разном уровне, разными способами и с разными результатами, в зависимости от выбранной организацией, проводящей работу с общественностью, модели воздействия.
Американские специалисты в области "паблик рилейшнз" Т.Хант и Дж.Груниг выделили четыре основные исторически сложившиеся модели связей с общественностью.
При формировании новой общественной организации возможно использование двух моделей, поэтапно сменяющих друг друга.
На начальном этапе создания организации целесообразно использовать так называемую "асимметричную" модель взаимодействия с общественностью, суть которой заключается в одностороннем информировании общественности о деятельности организации. Основной задачей на данном этапе является распространение объективной информации через средства массовой информации о деятельности организации. Слабость модели состоит лишь в односторонности информационного потока. Вместе с тем она позволяет достигнуть важную цель - создание положительного имиджа организации при помощи пропагандистских методов и распространения преимущественно благоприятной о себе и своей деятельности информации. Следует также подчеркнуть, что на последующих этапах деятельности общественной организации она не может выполнять в полной мере ожиданий граждан.
Продолжительность первого этапа - от шести до двенадцати месяцев. Помимо информирования общественности о создании и первых мероприятиях организации за этот период следует создать "клиентскую" базу организации. База должна включать информацию о действующих социальных, психологических, реабилитационных центрах, государственных программах и институтах, экспертах, средствах массовой информации и журналистах и, конечно же, общественных добровольцах. На следующем этапе своего функционирования организации следует перейти к иной модели взаимодействия с общественностью "двусторонней симметричной". В данном случае предполагается систематическое информирование со стороны организации о своей деятельности граждан для улучшения взаимопонимания между организацией и общественностью и своевременного предотвращения возможных конфликтных ситуаций. Но главное - эта модель предполагает постоянную координацию деятельности структуры в соответствии с интересами общественности посредством изучения потребностей и ожиданий общества.
Данная модель в наибольшей степени отвечает интересам общественной организации, ибо при такой модели общественность косвенно принимает участие в деятельности структуры.
Цель функционирования "двусторонней симметричной" модели состоит во взаимодействии всех сил общества, заинтересованных в разрешении острых социальных проблем, на основе принятия взаимоприемлемых решений и их своевременной корректировки.
Основными задачами "двусторонней симметричной" модели являются следующие:
1. Информирование (систематическое, планомерное информирование общественности о деятельности организации и систематическое информирование руководства организации о существующей и возможной реакции общественности на проводимую или намеченную политику).
2. Объяснение действий организации (подробный анализ для общественности принятия каждого решения и действия).
3. Организация обратной связи (изучение общественного мнения).
4. Прогнозирование реакции общественности на конкретное решение организации с дальнейшим упреждением негативного отношения к нему или отказом от достижения поставленной цели в намеченной форме.
5. Социализация процессов (стимулирование развития общественной активности).
6. Работа с опорными группами общественности, а именно: реабилитационными центрами, социальными службами, правоохранительными органами, школами, интернатами, политическими партиями, религиозными конфессиями, добровольцами (привлечение каждого из перечисленных социальных институтов к решению обозначенных проблем).
7. Привлечение коммерческих структур к проектам.
8. Создание положительного имиджа организации, ее руководителей, каждого ключевого деятеля организации (данная задача решается в первую очередь в процессе выполнения всех предыдущих задач).
Предлагаемая ниже структура управления (комитета, отдела) по связям с общественностью может включать разное количество подразделений или просто работников. Подробнее об особенностях работы каждого предполагаемого отдела необходимо отметить следующее.