Недействующий

О Концепции программы "Солнечный круг" по оказанию психологической, педагогической, социальной и правовой помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 06.03.2013 N 131-ПП)

Проблемы современных подростков

Жизненное самоопределение молодежи (подростков) можно рассматривать как одну из основных форм включения в социальную структуру. Оно является как бы итогом определенной взаимосвязи социального, профессионального, общественно-политического, мировоззренческого,межличностного и других видов самоопределения. Можно также сказать, что жизненное самоопределение представляет собой процесс целенаправленной выработки личностью жизненных смыслов и целей, жизненной стратегии и тактики с целью реализации своей концепции жизни.И именно в этот ответственный период жизни подростки могут оказаться безнадзорными, т.е. выпасть из сферы внимания семьи и государства,подвергнуться деструктивному влиянию таких социальных бедствий, как наркомания, проституция.

Беспризорные дети - это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" относятся те, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц. Безусловно, в городе существует достаточное количество социальных программ, посвященных проблеме безнадзорных подростков.

В основу действующей системы профилактической и реабилитационной работы по преодолению безнадзорности положена установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту его прав и интересов, незамедлительное оказание социальной помощи.

Несмотря на положительные результаты активизации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо признать, что принимаемые меры остаются недостаточно адекватными остроте проблемы детской безнадзорности, наркомании и проституции, характеризующейся широким спектром причин и проявлений.

Распространенность злоупотребления наркотическими и другими психоактивными веществами возросла за последнее десятилетие настолько резко, что в настоящее время ситуация приняла характер эпидемического процесса как по темпам нарастания, так и по степени распространенности наркологических заболеваний. По данным различных исследований считается, что каждый наркоман "заражает" от 10 до 30 человек; иначе говоря, на одного зарегистрированного наркомана приходится 10-30 незарегистрированных. Распространенность наркомании среди подростков в Российской Федерации в целом и в Москве растет.

Распространенность употребления наркотиков и психоактивных веществ в Москве характеризуется рядом тенденций: расширением спектра потребляемых наркотиков; ростом числа несовершеннолетних младших возрастных групп среди наркоманов, числа наркоманов, впервые обратившихся за лечением; распространением вирусоносителей СПИДа среди наркоманов. Озабоченность употреблением наркотиков среди детей и молодежи актуализируется угрозами и вызовам общественному здоровью, антиобщественным поведением и преступностью.

Одновременно с распространением детской наркомании в России и Москве сложилась тревожная ситуация: дети все более активно вовлекаются в занятие проституцией, секс-бизнес, используются в съемках порнофильмов. По данным специалистов РФ входит в список 20 стран, лидирующих в мире по темпу роста детской проституции. Во многом это связано со значительным падением уровня и качества жизни большинства россиян в последнее десятилетие двадцатого века, резким перепадом мира богатых и мира бедных, атмосферой рыночных отношений "дикого капитализма". Прослеживается также социальная и правовая незащищенность детей и подростков от массовых публичных форм совращений, в том числе с использованием неадаптированных к отечественным условиям образовательных программ по сексуальному воспитанию, проектов некоторых развлекательных журналов для юношества, компьютерных СМИ и телекоммуникационных систем.

В большинстве случаев меры государственной политики направлены уже на последствия, а не на причины того или иного социального явления, это касается и действий исполнительных институтов в отношении борьбы "за здоровое поколение молодежи".

По данным социологических опросов причинами "антиобщественного" поведения среди молодежи (по опросам самих подростков) чаще всего являются:

Проблемы взаимоотношений с родителями в семье. Дети не находят столь необходимой в их возрасте теплоты и ласки у своих близких по разным причинам: занятость родителей "зарабатыванием денег", алкоголизм, наркомания взрослых, неполнота семей.

Проблемы с учебой. Большинство родителей слишком много внимания уделяют лишь школьной успеваемости своих детей, не пытаясь понять, а уж тем более принять мир своих подрастающих детей.

Изнасилование. Школьная секс-революция в середине 90-х годов, когда неадаптированные к российским реалиям жизни западные программы "ликвидации половой безграмотности" закончилась полным провалом и привела к росту числа преступлений подростков, совершаемых на сексуальной почве.

Долги. Социальные перемены 90-х, градация общества на "богатых и бедных" вызвали необратимый мировоззренческий кризис не только у взрослых, но и у детей, когда основу ценностной системы составляет исключительно материальное благополучие, "зарабатывание денег" любым способом. Неготовность подростков к "взрослым" товарно-денежным отношениям в период "хищнического капитализма" зачастую ставит их в долговую зависимость от полукриминальных и криминальных групп, использующих неопытность детей в своих интересах.

Одиночество. Занятость родителей, формальность отношений с воспитанниками педагогов, неприятие сверстниками, вызывает зачастую экзистенциальные чувства изолированности и одиночества в жестоком мире, где никто не хочет прийти на помощь. Учитывая подростковый максимализм, мысль "никому я не нужен" становится особенно опасной, способной привести подростка к трагическому решению "ухода" (это может быть суицид, наркотики, асоциальное поведение).

Безответная любовь. Как отмечают психологи, в подростковом возрасте человека очень волнуют взаимоотношения полов. Проблемы, которые у взрослых вызывают снисходительную улыбку, мальчикам и девочкам кажутся неразрешимыми.

Насилие в семье. Семей, где физическое насилие считается приемлемым, в принципе не так уж мало. Как правило, в семьях, где применялась сила, жертвами в первую очередь оказываются дети. Кроме того, ребенок сталкивается в семье не только с насилием по отношению к себе, но и к своим близким, что также наносит непоправимую травму детской личности.

Незанятость. В большинстве случаев современные молодые люди располагают достаточно значительным количеством свободного времени, но не находят "себе применения". Имеющиеся в столице спортивные секции, клубы, дискотеки и т.д. в основном платные. У многих родителей просто не хватает денег, чтобы отправить своего ребенка в спортивную секцию или тренажерный зал. В итоге многие подростки все свободное время проводят на улице со сверстниками, попадая в различные истории. Вышеперечисленные проблемы подростков не являются окончательным списком. Следует также добавить, что подростки сталкиваются не с одной, а сразу с несколькими проблемами одновременно.

Семья как основной фактор социализации личности. Кризис современной российской семьи.

Семья характеризуется как сложное социальное образование,которое, с одной стороны, является специфическим социальным институтом, а с другой - малой социальной группой. Поэтому можно говорить о двойственности функций семьи, о ее макро- и микроструктурах, позволяющих рассматривать ее как систему. Существование семьи как социальной общности и как фактора социализации основано на потребности людей в семейном образе жизни. Семья остается главной, исторически сложившейся формой личностного удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения. Однако в последнее время достаточно четко намечается тенденция к уменьшению потребности семьи в детях, что сказывается на демографической ситуации в ряде стран.

Наиболее принятым определением семьи является следующее:

Семья - это общность, основанная на общесемейной деятельности, связанная узами супружества - родительства - родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования - членов семьи. Наличие триединого отношения супружество-родительство-родство считается основанием формального признания семьи, ее конституирования. Если же этих отношений нет, то употребляют термин "семейная группа".

Основными мотивирующими факторами образования семьи выступают:

- стремление избежать одиночества;

- желание иметь детей;

- реализация потребности в эмоциональном контакте, в понимании;

- создание психологической "ниши";

- поиск способов и механизмов психологической защиты.

Диапазон индивидуальных моделей семьи достаточно вариативен.

Также разнообразны феномены, в которых реализуются типы семейных отношений.