Проведенное исследование подтвердило наличие необходимых условий в Московском регионе для формирования и успешного развития рынка услуг авиатакси, в том числе следующих:
а) Высокого уровня потенциального спроса на услуги авиатакси в Московском регионе с явной концентрацией последнего в сегменте корпоративных пользователей, обеспечивающих 80% общей емкости указанного рынка. По данным проведенного исследования, идентифицированная емкость рынка услуг авиатакси в Московском регионе в стоимостном исчислении составляет около 1,5 млрд.евро в год.
б) Благоприятной конъюнктуры рынка, связанной с отсутствием аналогичного предложения на рынке заказных пассажирских авиаперевозок на местных воздушных линиях (МВЛ) в Московской воздушной зоне, осуществляемых самолетами легкой авиации. При этом на МВЛ в Московской воздушной зоне в настоящее время также не функционируют и авиаперевозки по расписанию ввиду существующих структурных диспропорций между имеющимся у эксплуатантов ГА парком воздушных судов и структурой существующего спроса на пассажирские авиаперевозки на местных воздушных линиях.
в) Соответствующей нормативно-законодательной базы, регулирующей сферу гражданской авиации, которая позволяет, хотя и с некоторыми ограничениями, организовать предоставление заказных авиаперевозок с использованием воздушных судов легкой авиации как в режиме авиатакси, так и деловой авиации:
- Так, Российское воздушное законодательство, в основных принципах совпадающее с правилами Международной Организации Гражданской Авиации ("ИКАО"), разрешает осуществлять коммерческие авиаперевозки пассажиров в режиме авиатакси. При этом последние должны выполняться сертифицированным эксплуатантом ГА с использованием для взлета/посадки только классифицированной аэропортовой инфраструктуры, что существенно ограничивает географию полетов для потенциальных пользователей услуг авиатакси.
- В свою очередь, в соответствии с существующим законодательством авиаперевозки в режиме деловой авиации разрешается осуществлять с использованием сертифицированных эксплуатантов гражданской авиации, располагающих высококвалифицированными пилотами, имеющими сертификат визуального выбора места посадки. При этом полеты деловой авиации могут осуществляться также и в точки, не имеющие классифицированной аэропортовой инфраструктуры, что значительно расширяет возможности выбора места взлета/посадки.
г) Наличием в Московской воздушной зоне достаточно развитой наземной авиационной инфраструктуры, состоящей из сети классифицированных несертифицированных аэропортов, вертодромов и взлетно-посадочных площадок.
Так, из числа существующих в Московской воздушной зоне объектов аэродромной сети для целей авиатакси могут использоваться 28 классифицированных аэродромов, вертодромов и вертолетных площадок, в том числе:
- 19 основных региональных аэродромов;
- 9 вертодромов и вертолетных площадок.
Кроме того, в Московском регионе и близлежащих областях имеется еще около пятидесяти несертифицированных аэродромов, взлетно-посадочных и вертолетных площадок, которые могут быть использованы для взлета и посадки в режиме деловой авиации.
д) Существующее на российском рынке предложение воздушных судов малой и средней пассажировместимости отечественного и зарубежного производства, соответствующих требованиям для эксплуатации на рынке услуг авиатакси в целях удовлетворения существующего в Московском регионе спроса на внутри- и межрегиональные заказные и маршрутные авиаперевозки.
При этом следует отметить, что проведенное исследование выявило определенный дефицит предложения воздушных судов отечественного производства, соответствующих требованиям для эксплуатации на рынке услуг авиатакси, который особенно остро ощущается в сегментах малых вертолетов и самолетов средней пассажировместимости.
В этой связи из результатов проведенного исследования следует, что для целей развития рынка услуг авиатакси в Московском регионе необходимо сформировать парк современной авиационной техники, состоящий не только из отечественных, но и воздушных судов зарубежного производства, имеющих соответствующие сертификаты типа с правом осуществления воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации, модели которых были идентифицированы и отобраны в процессе выполнения указанной работы.