Структура мирового парка легких воздушных судов,
эксплуатируемых в режиме авиатакси
Типы | Всего в мире | % доля в | В США | % доля в | |||
Вертолеты | 2.174 | 20,5 | 772 | 12,6 | |||
Легкие | 1.452 | 13,7 | 864 | 14,2 | |||
Двухмоторные | 2.241 | 21,1 | 1.434 | 23,5 | |||
Турбовинтовые | 1.835 | 17,2 | 1.082 | 17,7 | |||
Реактивные | 2.915 | 27,5 | 1.950 | 32,0 | |||
Всего | 10.617 | 100,0 | 6.102 | 100,0 | |||
Источник: ES Consulting, UK |
3.3. Структура существующего предложения.
По данным проведенного исследования, в настоящее время в мире услуги авиатакси предоставляют более 4000 операторов, большая часть которых является малыми предприятиями или индивидуальными предпринимателями, владеющими 1-2 воздушными судами.
В связи с этим качество предоставляемых услуг и практикуемые тарифы варьируют в широком диапазоне и нередко не соответствуют уровню ожиданий большинства пользователей.
Крупных и средних операторов, владеющих большими парками самолетов и вертолетов и специализирующихся на работе в сегменте авиатакси, в мире имеется очень мало.
Кроме того, на рынке услуг авиатакси также активно работают многочисленные брокеры, выполняющие функции посредников между потенциальными заказчиками и операторами рынка, действующие на базе комиссионных вознаграждений, составляющих, как правило, 5-8% от стоимости услуги. Некоторые из таких брокерских компаний создали широкие международные сети и имеют филиалы во многих странах Евросоюза, США, Канаде и других регионах мира.
Помимо этого, на рынке действуют многочисленные авиаперевозчики, основным видом деятельности которых являются авиаперевозки в режиме деловой авиации и которые летают по правилам АОН, имея существенные конкурентные преимущества в отношении авиатакси, так как предоставляют клиентам большую возможность выбора места взлета/посадки за счет использования неклассифицированной аэродромной инфраструктуры.
Кроме того, следует отметить, что в результате процессов глобализации мировой экономики в последние десятилетия произошла тесная экономическая интеграция крупнейших региональных рынков услуг авиатакси, в первую очередь, американского и западноевропейских рынков, на которых в настоящее время доминирующее положение заняли четыре крупнейших оператора деловой авиации, активно работающие на основных мировых рынках услуг авиатакси в различных странах Америки, Западной Европы и Азии (в том числе в Китае, Японии, Малайзии, Филиппинах и других странах).
К ним относятся:
- NetJets - компания, входящая в группу предприятий Berkshire Hathaway Group (США);
- Flexjet - компания, входящая в группу предприятий Bombardier (Канада);
- Flight Options - компания, контрольный пакет акций которой принадлежит Raytheon Aircraft Company (США);
- Jet Aviation Management - компания, изначально зарегистрированная в Швейцарии.
Так, по данным проведенного исследования суммарный объем выручки четырех указанных компаний от реализации услуг в сегменте авиатакси в 2003 году оценивался примерно в 7,5 млрд.долларов США.
При этом общий парк собственных воздушных судов, используемых этими компаниями для предоставления услуг авиатакси, составлял 920 самолетов. Кроме того, для этих целей на договорной основе в различных странах мира они привлекали более 3 тысяч воздушных судов.
3.4. Основные бизнес-модели, используемые операторами мирового рынка авиатакси.
Результаты проведенного исследования показали, что в настоящее время на мировых рынках авиатакси операторы в своей работе используют пять основных бизнес-моделей, в том числе следующие:
3.4.1. Классическая модель оператора авиатакси.
Данная модель используется большинством мелких операторов рынка авиатакси.
Основные характеристики данной бизнес-модели:
- Услуга предоставляется сертифицированным эксплуатантом гражданской авиации (далее-ГА), который владеет собственным парком воздушных судов.
- Оператор самостоятельно выполняет все виды деятельности: занимается продвижением услуг, организацией полетов и взаиморасчетами с клиентами.
- Полеты осуществляются с ограничениями по взлету/посадке с использованием только сертифицированных аэропортов и вертодромов в соответствии с правилами Части 135 FARs.
3.4.2. Брокерская служба авиатакси.
Это вторая по частоте бизнес-модель, используемая посредническими структурами, работающими на рынке услуг авиатакси.