Недействующий

О Городской целевой программе развития туризма в городе Москве на 2005-2007 годы (с изменениями на 20 июня 2006 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 10.07.2012 N 324-ПП)

Раздел III. Ожидаемая бюджетная эффективность программных мероприятий


Экономическая и бюджетная эффективность реализации мероприятий Городской целевой программы развития туризма на 2005-2007 годы может оцениваться как часть интегрированного роста поступлений от туристской деятельности за период реализации мероприятий по их полному циклу, основную часть которой составляют поступления от предприятий туриндустрии.

Опыт показывает, что создание предприятий дополнительного обслуживания - при сравнительно низкой капиталоемкости - в 2-4 раза эффективнее более капиталоемкой гостиничной базы. Следует также учитывать, что все туристские предприятия являются открытыми для обслуживания любых посетителей, как туристов, бизнесменов, так и местных жителей, что в значительной степени приводит к увеличению объема продаж (оборота) в целом, улучшает экономические показатели этих предприятий, а также имеет большое социально-экономическое значение, увеличивая занятость населения в сфере услуг.

В целом экономический эффект от реализации программных мероприятий заключается в увеличении доходов населения; предприятий частного бизнеса, федерального и местных бюджетов.

Реализация Программы приведет к:

а) улучшению состояния платежного баланса в целом, поскольку привлечение туристов означает расширение производства и сбыта продукции местной промышленности;

б) возрастанию доходов предприятий;

в) созданию новых рабочих мест и возрастанию доходов населения;

г) росту поступлений от налогов и платежей от туристских предприятий.

Экономический эффект от мероприятий Программы возможно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, это эффект от поступлений в бюджет через систему налогов субъектов турбизнеса. Этот эффект увеличивается с ростом потоков туристов, а также с повышением качества обслуживания туристов субъектами турбизнеса, чему способствуют проводимые программные мероприятия.

Во-вторых, это эффект для экономики города, связанный с увеличением объема торговли от прироста туристского потока в результате программных мероприятий.

Об экономической эффективности бюджетного финансирования мероприятий по развитию туризма следует судить по экономическому результату, достигнутому вследствие этих мероприятий. Рассчитать рентабельность бюджетных вложений можно по соотношению между дополнительными доходами от туристской деятельности, полученными за определенный период, и расходами на развитие этой деятельности:

Э = П / Б х 100%,

где     Э - рентабельность бюджетных вложений (в процентах),


П - дополнительный доход от прироста потоков туристов, рассчитывается по формуле П = Т х Д,

Т - прирост потоков туристов,

Д - поступления в экономику города от одного туриста за все время его пребывания в Москве,

Б - расходы на программные мероприятия из бюджета города, исключая капитальные вложения по Инвестиционной программе города Москвы.

Другими словами, производится сопоставление эффекта от программных мероприятий по развитию туристского комплекса Москвы с затратами на его развитие. Это и есть рентабельность освоения средств, выделенных из бюджета города.

Результат такого сопоставления может выражаться в трех вариантах:

- эффект от программных мероприятий меньше затрат (убыточное);

- эффект от программных мероприятий равен затратам на его проведение;

- эффект от программных мероприятий больше затрат (прибыльное).

Для примера, рассчитаем показатель экономической эффективности бюджетных вложений в развитие туризма в 2001-2003 годах.

Если доходы от программных мероприятий есть поступления в экономику города от туристов во время их пребывания в Москве, то при средних расходах одного иностранного туриста за указанный период, равных 453 долл.США, и приросте потоков иностранных туристов на 191000 человек в 2001 году, 490000 человек в 2002 году, 230000 человек в 2003 году, за три года деятельности городской администрации по туризму на каждый вложенный доллар экономика города получила 31 доллар доходов.

Эффективность настоящей Программы на 2005-2007 годы можно рассчитывать на основе проектных показателей въездных потоков. Следуя вышеприведенной логике, при средних прогнозируемых расходах одного иностранного туриста, равных 733 долл.США, и приросте потоков иностранных туристов на 1 млн. человек в период с 2005 по 2007 год, на каждый затраченный по Программе доллар экономика города получит 38 долларов доходов.

Если учесть, что расходы на рекламу и выставки за этот период составят 50% от средств, выделенных из бюджета на развитие туризма, то эффективность расходования этой части средств составит уже 75 долларов доходов на каждый вложенный доллар.