ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГУВД города Москвы по совершенствованию законодательства,
направленные на усиление борьбы с правонарушениями
1. В целях активизации работы по пресечению и ликвидации преступных группировок целесообразно:
1.1. В Законе "О государственной защите судей, работников правоохранительных и контролирующих органов и иных участников судебного процесса" предусмотреть особый порядок оформления процессуальных документов, производства следственных действий, исключающий разглашение сведений о свидетелях, судьях и иных участниках процесса по делам, связанным с организованной преступностью, коррупцией. В рамках этого же закона решить вопрос о закреплении специально выделенных следователей и прокурорских работников для проведения расследований уголовных дел по линии организованной преступности, коррупции. Установить особый режим контроля за проведением предварительного следствия и судебного разбирательства по уголовным делам, возбужденным в отношении "воров в законе", лидеров и активных участников организованных преступных группировок, предусматривающий ограничение доступа к материалам данных дел. Разработать комплекс мер по предупреждению и ограждению участников процесса и членов их семей от морального и физического насилия.
1.2. Изложить в новой редакции такие статьи УПК РФ, как: ст.162 "Очная ставка", ст.164 "Предъявление для опознания", ст.201 "Ознакомление обвиняемого со всеми материалами дела", ст.298 "Допрос свидетелей", дополнив указанные статьи нормой, оговаривающей особый порядок их осуществления по делам о коррупции и организованной преступности.
1.3. Дополнить ст.122 УПК РФ пунктом следующего содержания: "Лицо, обоснованно подозреваемое в совершении тяжкого преступления, либо в отношении которого имеются оперативные данные о его принадлежности к устойчивой преступной группе, может быть задержано на срок до 30 суток".
1.4. Дополнить УК РСФСР статьями, предусматривающими:
- назначение меры пресечения - заключение под стражу в отношении обвиняемых, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности за совершение умышленных преступлений по признаку повторности преступного деяния;
- по всем составам умышленных преступлений квалифицирующими признаками или обстоятельствами, отягчающими ответственность, считать использование любых видов оружия с целью достижения преступного замысла, а также совершение противоправного деяния после вынесения официального предостережения государственных, контрольных и исполнительных органов.
1.5. В целях пресечения коррупции в органах государственного управления в Законе "О государственной службе" предусмотреть обязательное заполнение декларации о доходах, а также возможность отстранения от должности государственного служащего, работающего в органах власти, осуществляющего исполнительно-распорядительные функции, в случаях уклонения от оформления декларации, либо при установлении явного несоответствия объявленных доходов с фактическим положением дел.
2. Преступность иногородних граждан, в т.ч. из ближнего зарубежья, негативным образом сказывается на состоянии оперативной обстановки в городе. Принятый 25 июня 1993 года Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" вводит понятие регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, но не предусматривает ответственности за нарушение этого требования. В связи с этим необходимо ускорить принятие законодательного акта, предусматривающего административную и уголовную ответственность за нарушение требований данного Закона.
Кроме этого, в целях предупреждения и пресечения правонарушений со стороны иногородних граждан, прибывающих в Москву с преступными и иными противоправными намерениями, предлагается принятие Законов Российской Федерации:
- "О внесении дополнений в Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в котором определить г.Москву - столицу Российской Федерации, как одно из мест, где может быть ограничено право на свободу передвижения, выбор пребывания и проживания;
- "О введении особого режима регистрации пребывания в столице Российской Федерации г.Москве граждан, постоянно проживающих за пределами РФ в регионах бывшего СССР", где законодательно предусмотреть в г.Москве особый режим регистрации пребывающих граждан, постоянно проживающих за пределами России;
- "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в котором установить уголовную ответственность за нарушение правил паспортной системы, занятие бродяжничеством или попрошайничеством и усилить административную ответственность за проживание, допущение проживания и прием на работу без паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, либо регистрации (прописки), за умышленную порчу паспорта или утрату его по небрежности, а также за незаконное изъятие паспорта и других документов, удостоверяющих личность, принятие их в залог.
3. Серьезной остается проблема предупреждения угонов и краж автотранспортных средств. В Москве отмечается значительный рост этого вида преступлений. Учитывая, что похищенный автотранспорт часто демонтируется, используется и реализуется как запасные части и агрегаты, целесообразно установить уголовную ответственность, препятствующую совершению противоправных деяний, ввести в УК РСФСР статьи 196-1 и 196-2, где предусмотреть ответственность за подделку, изменение или устранение номеров узлов, агрегатов автотранспортных средств, приобретение их с заведомо поддельными номерами, за восстановление механических повреждений кузовов автомобилей без соответствующих документов, выданных органами милиции.
Необходимо также установить новый порядок выдачи доверенностей на право пользования и распоряжения транспортным средством с приданием этим документам статуса строгой отчетности, нанесением на них защитной сетки, серии, номера, и обязательного направления информации в органы внутренних дел.
4. Каждое четвертое преступление несовершеннолетних совершается с участием взрослых. Необходимо пересмотреть диспозицию статьи 210 ч.2 УК РСФСР таким образом, чтобы факт участия взрослого лица в совершении преступления совместно с подростком считался оконченным составом преступления, по формальному признаку.
5. В условиях значительного увеличения нагрузки на следователей, широкого распространения групповых и организованных видов преступлений и усложнения процесса доказывания по уголовным делам, необходимо:
5.1. Отнести к компетенции органов дознания производства расследования по менее тяжким преступлениям, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет или иное, более мягкое наказание (статьи УК РФ: 89
ч.1, 90 ч.1, 92 ч.1, 93 ч.1, 94, 94-1, 94-2, 96 ч.3, 97, 99, 100, 109, 110, 111, 113-115, 115-1, 115-2, 127, 128, 129, 132, 133-1, 134, 139-1, 140, 140-1, 144 ч.1 и 2, 145 ч.1, 147 ч.1 и 2, 150, 152, 152-1, 154-1, 155, 156 ч.2, 156-2, 156-4, 157-1, 158-160, 162, 162-2, 162-3, 165-167, 167-2, 169, 186, 188 ч.1, 188-1, 188-3, 190-2, 190-3, 191, 193, 194-196, 198-1, 198-2, 207, 208 ч.1 и 2, 208-1, 210, 210-1, 210-2, 211 ч.2, 211-2, 211-3, 212-1 ч. 1 и 2, 213, 213-1, 215-1, 217 ч.1, 217-1 ч.1, 218, 219, 220, 222, 223-1, 223-2 ч.1, 223-4 ч.1, 223-5 ч.1, 224-2, 224-3, 225, 225-1 ч.1, 226, 226-2, 228-230).
5.2. Поручить органам дознания вести расследование по делам о нераскрытых преступлениях, не отнесенным законом к тяжким и особо тяжким, до момента установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
5.3. Закрепить возможность прекращения по истечении сроков давности уголовных дел в случае неустановления лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых за совершение преступлений, за которые по закону не может быть назначена смертная казнь.
5.4. Допускать защитника к участию в деле с момента задержания лица в качестве подозреваемого, четко регламентировав порядок вызова адвоката, не перекладывая эту обязанность с заведующих юридических консультаций на следователей, ограничив функции последних дачей телеграммы в юридическую консультацию, а обязанность по обеспечению явок и ответственность за них возложить на заведующих юридическими консультациями. Решить вопрос о допуске к участию в деле в качестве защитников представителей юридических кооперативов.
5.5. Предусмотреть возможность выполнения отдельных следственных действий без адвоката в случае его участия в деле с момента процессуального задержания, если его вызов невозможен (вечернее время, праздничные и выходные дни).
5.6. Решить вопрос о бесплатном проведении исследований и экспертиз, переводов специализированными или экспертными учреждениями, либо о проведении данных следственных действий в кредит с последующим выставлением счета для взыскания стоимости с виновного в судебном порядке.
5.7. Дополнить ст.78 УПК РСФСР частью 2, допускающей назначение и проведение судебно-медицинских, криминалистических и других экспертиз, для определения наличия, либо отсутствия состава преступления.
6. Предлагается внести изменения в ст.415 УПК РСФСР и изложить часть 1 в следующей редакции: "По делам о преступлениях, перечисленных в статье 414 настоящего Кодекса, органы дознания производят задержание правонарушителя в случаях и в порядке, предусмотренных ст.122 УПК РСФСР, не позднее чем в двадцатидневный срок устанавливают обстоятельства совершенного преступления и личность правонарушителя..." (далее по тексту).