Определяющими для формирования налоговых доходов бюджета Москвы являются два налога - налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций.
Как показывает опыт предыдущих лет, налог на доходы физических лиц растет пропорционально росту заработной платы в городе.
Поступления налога на прибыль зависят главным образом от двух факторов - развития реального сектора городской экономики и ситуации в нефтегазовом комплексе.
В предстоящий период прогнозируется дальнейшее снижение зависимости городского бюджета от нефтегазового комплекса, так как, с одной стороны, сложились устойчивые тенденции развития промышленности и сферы услуг, с другой стороны, ряд факторов заставляет предполагать уменьшение размера прибыли нефтегазовых компаний.
К этим факторам относится:
- прогнозируемое большинством экспертов снижение в 2005 году на 10-15% цен на нефть;
- увеличение размера налога на добычу полезных ископаемых;
- регулирование Правительством Российской Федерации размера экспортных пошлин на нефтепродукты.
Прогноз налоговых поступлений составлен в условиях действующего законодательства. Между тем дополнительные проблемы для городского бюджета могут возникнуть в связи с проектами снижения региональной ставки налога на прибыль, изменения ставок единого социального налога и отмены налога на рекламу.
Снижение налоговых поступлений вследствие федеральной налоговой реформы в последние годы в определенной мере компенсировалось увеличением доходов от использования городского имущества, причем в немалой степени продажей нежилых помещений и продажей долгосрочного права аренды земельных участков.
Дальнейшее использование этого ресурса в предстоящие годы имеет ряд ограничений. На 20% сократилась площадь нежилых помещений, находящихся в собственности города, причем за счет помещений, имеющих наибольшую коммерческую привлекательность, вследствие реализации арендаторами в 2002-2003 годах права на выкуп арендованных помещений в соответствии с Законом РФ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Возможно сокращение арендной базы на земельных участках в ходе разграничения государственной собственности на землю - на федеральную и городскую.
В то же время проект финансового плана предусматривает, что в предстоящий период будут реализованы меры, обеспечивающие повышение эффективности городского имущества.
Ставки арендной платы за городские помещения будут более быстрыми темпами приближаться к рыночному уровню, чем ранее. Для этого в 2005 году по действующим договорам аренды предусматривается повышение ставок для малых предприятий не более чем на 25%, для остальных арендаторов не более чем на 50%, а в основном перейти к аукционной форме предоставления помещений в аренду победителю, предложившему максимальную ставку.
Более последовательные и жесткие меры должны быть приняты к взысканию задолженности в арендной плате (2,8 млрд.рублей) и к арендаторам, использующим городское имущество для извлечения прибыли из субаренды.
Продажа инвестиционных контрактов на жилищное строительство предусматривается в объеме 10 млрд.рублей, что является непростой задачей в связи с возможным падением доходности в этой сфере инвестиций.
Сокращение доходной базы городского бюджета заставляет определить приоритетные направления городских расходов.
В соответствии с ранее принятыми Правительством Москвы решениями проект финансового плана предусматривает опережающее в сравнении с другими отраслями городской экономики повышение заработной платы в отраслях социальной сферы с тем, чтобы довести оплату труда низшего разряда Единой тарифной сетки до прожиточного минимума.
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Среднегодовой прожиточный | 3020 | 3586 | 4226 | 4767 | 5353 | 5992 |
Затраты на заработную плату | 20,43 | 25,80 | 36,32 | 52,56 | 63,60 | 75,68 |
Темпы роста затрат на | 162 | 126 | 141 | 145 | 121 | 119 |
Среднегодовая зарплата 1 | 1220 | 1576 | 2058 | 2984 | 3610 | 4297 |
Доля среднегодовой зарплаты | 40,3 | 42,8 | 48,7 | 62,6 | 67,4 | 71,7 |
Проект финансового плана предусматривает также постепенное увеличение затрат на городские доплаты к государственным пенсиям и пособия пенсионерам.
Возрастут затраты бюджета на субсидии малообеспеченным гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, за счет расширения круга лиц, которые будут иметь право на получение жилищной субсидии, а также затраты на возмещение убытков ресурсоснабжающих организаций из-за льгот по этим услугам. Будет сохранено финансирование за счет бюджета города работ по капитальному ремонту жилищного фонда. Возрастут затраты на содержание и текущий ремонт жилья. Расширится практика применения энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Предлагаемая динамика тарифов на другие жилищно-коммунальные услуги учитывает прогнозируемый рост доходов населения, предложения федеральной энергетической комиссии по изменению цен на газ и электроэнергию, необходимость постепенной ликвидации перекрестного субсидирования, а также возможности городского бюджета по дотированию жилищно-коммунальных услуг.
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Среднегодовая плановая стоимость | 13,69 | 20,26 | 26,75 | 35,82 | 40,30 | 47,93 | 54,68 | 61,83 |
Среднегодовая стоимость ЖКУ для | ||||||||
населения, руб. | 6,24 | 9,25 | 12,32 | 16,75 | 22,09 | 29,21 | 38,12 | 49,38 |
Количество семей, | 342,5 | 336,1 | 332,0 | 338,5 | 379,0 | 400,0 | 405,0 | 407,0 |
Индекс роста цен | 1,50 | 1,48 | 1,33 | 1,36 | 1,32 | 1,32 | 1,31 | 1,30 |
Средний размер | 79 | 128 | 187 | 255 | 580 | 900 | 1100 | 1400 |
Дотации из бюджета на содержание | 12,96 | 18,08 | 22,45 | 25,81 | 26,68 | 32,18 | 31,20 | 27,28 |
Дотации из бюджета по оплате льгот на | 0,35 | 0,52 | 4,35 | 6,60 | 10,37 | 14,65 | 18,63 | 24,13 |
Динамика тарифов для населения на жилищно-коммунальные услуги предусматривает ликвидацию в 2005 году перекрестного субсидирования на услуги водоснабжения и водоотведения и тепловой энергии.
Дополнительные затраты бюджета по отрасли здравоохранение (в 2005 году - более 5,5 млрд.рублей) потребуются в связи с тем, что темпы роста доходов городского фонда медицинского страхования существенно ниже темпов роста заработной платы в здравоохранении.
Сокращение объема финансовых ресурсов города в связи с изменением налоговой системы и сохранение в этих условиях социальной политики Правительства Москвы, в том числе ее направлений на поддержку малообеспеченных категорий населения и на улучшение условий труда работников образования, здравоохранения и социального обеспечения, потребует в предстоящие годы укрепления финансовой дисциплины, а также рационального и эффективного использования выделяемых бюджетных средств во всех отраслях городского хозяйства.