Недействующий

О прогнозе социально-экономического развития города Москвы и перспективном финансовом плане на 2005-2007 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 21.03.2013 N 164-ПП)

III. О перспективном финансовом плане Москвы на 2005-2007 годы

Определяющими для формирования налоговых доходов бюджета Москвы являются два налога - налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций.

Как показывает опыт предыдущих лет, налог на доходы физических лиц растет пропорционально росту заработной платы в городе.

Поступления налога на прибыль зависят главным образом от двух факторов - развития реального сектора городской экономики и ситуации в нефтегазовом комплексе.

В предстоящий период прогнозируется дальнейшее снижение зависимости городского бюджета от нефтегазового комплекса, так как, с одной стороны, сложились устойчивые тенденции развития промышленности и сферы услуг, с другой стороны, ряд факторов заставляет предполагать уменьшение размера прибыли нефтегазовых компаний.

К этим факторам относится:

- прогнозируемое большинством экспертов снижение в 2005 году на 10-15% цен на нефть;

- увеличение размера налога на добычу полезных ископаемых;

- регулирование Правительством Российской Федерации размера экспортных пошлин на нефтепродукты.

Прогноз налоговых поступлений составлен в условиях действующего законодательства. Между тем дополнительные проблемы для городского бюджета могут возникнуть в связи с проектами снижения региональной ставки налога на прибыль, изменения ставок единого социального налога и отмены налога на рекламу.

Снижение налоговых поступлений вследствие федеральной налоговой реформы в последние годы в определенной мере компенсировалось увеличением доходов от использования городского имущества, причем в немалой степени продажей нежилых помещений и продажей долгосрочного права аренды земельных участков.

Дальнейшее использование этого ресурса в предстоящие годы имеет ряд ограничений. На 20% сократилась площадь нежилых помещений, находящихся в собственности города, причем за счет помещений, имеющих наибольшую коммерческую привлекательность, вследствие реализации арендаторами в 2002-2003 годах права на выкуп арендованных помещений в соответствии с Законом РФ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Возможно сокращение арендной базы на земельных участках в ходе разграничения государственной собственности на землю - на федеральную и городскую.

В то же время проект финансового плана предусматривает, что в предстоящий период будут реализованы меры, обеспечивающие повышение эффективности городского имущества.

Ставки арендной платы за городские помещения будут более быстрыми темпами приближаться к рыночному уровню, чем ранее. Для этого в 2005 году по действующим договорам аренды предусматривается повышение ставок для малых предприятий не более чем на 25%, для остальных арендаторов не более чем на 50%, а в основном перейти к аукционной форме предоставления помещений в аренду победителю, предложившему максимальную ставку.

Более последовательные и жесткие меры должны быть приняты к взысканию задолженности в арендной плате (2,8 млрд.рублей) и к арендаторам, использующим городское имущество для извлечения прибыли из субаренды.

Продажа инвестиционных контрактов на жилищное строительство предусматривается в объеме 10 млрд.рублей, что является непростой задачей в связи с возможным падением доходности в этой сфере инвестиций.

Сокращение доходной базы городского бюджета заставляет определить приоритетные направления городских расходов.

В соответствии с ранее принятыми Правительством Москвы решениями проект финансового плана предусматривает опережающее в сравнении с другими отраслями городской экономики повышение заработной платы в отраслях социальной сферы с тем, чтобы довести оплату труда низшего разряда Единой тарифной сетки до прожиточного минимума.


2002

2003

2004

2005

2006

2007

Среднегодовой прожиточный
минимум (ПМ) трудоспособного
населения (рублей)

3020

3586

4226

4767

5353

5992

Затраты на заработную плату
в социальной сфере
(млрд. рублей)

20,43

25,80

36,32

52,56

63,60

75,68

Темпы роста затрат на
заработную плату (%)

162

126

141

145

121

119

Среднегодовая зарплата 1
разряда ЕТС в месяц (рублей)

1220

1576

2058

2984

3610

4297

Доля среднегодовой зарплаты
от ПМ

40,3

42,8

48,7

62,6

67,4

71,7


Проект финансового плана предусматривает также постепенное увеличение затрат на городские доплаты к государственным пенсиям и пособия пенсионерам.

Возрастут затраты бюджета на субсидии малообеспеченным гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, за счет расширения круга лиц, которые будут иметь право на получение жилищной субсидии, а также затраты на возмещение убытков ресурсоснабжающих организаций из-за льгот по этим услугам. Будет сохранено финансирование за счет бюджета города работ по капитальному ремонту жилищного фонда. Возрастут затраты на содержание и текущий ремонт жилья. Расширится практика применения энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Предлагаемая динамика тарифов на другие жилищно-коммунальные услуги учитывает прогнозируемый рост доходов населения, предложения федеральной энергетической комиссии по изменению цен на газ и электроэнергию, необходимость постепенной ликвидации перекрестного субсидирования, а также возможности городского бюджета по дотированию жилищно-коммунальных услуг.


2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Среднегодовая плановая стоимость
ЖКУ (без учета
капремонта), руб.
в расчете на кв.м
в месяц

13,69

20,26

26,75

35,82

40,30

47,93

54,68

61,83

Среднегодовая стоимость ЖКУ для









населения, руб.
в расчете на кв.м
в месяц

6,24

9,25

12,32

16,75

22,09

29,21

38,12

49,38

Количество семей,
получающих жилищные субсидии
(тыс.чел.)

342,5

336,1

332,0

338,5

379,0

400,0

405,0

407,0

Индекс роста цен
на ЖКУ для населения

1,50

1,48

1,33

1,36

1,32

1,32

1,31

1,30

Средний размер
субсидий на семью
в месяц (рублей)

79

128

187

255

580

900

1100

1400

Дотации из бюджета на содержание
жилищного фонда,
тепловую энергию,
переработку ТБО
(млрд.руб.)     

12,96

18,08

22,45

25,81

26,68

32,18

31,20

27,28

Дотации из бюджета по оплате льгот на
жилищно-коммуналь -
ные услуги и жилищные субсидии
(млрд.руб.)

0,35

0,52

4,35

6,60

10,37

14,65

18,63

24,13


Динамика тарифов для населения на жилищно-коммунальные услуги предусматривает ликвидацию в 2005 году перекрестного субсидирования на услуги водоснабжения и водоотведения и тепловой энергии.

Дополнительные затраты бюджета по отрасли здравоохранение (в 2005 году - более 5,5 млрд.рублей) потребуются в связи с тем, что темпы роста доходов городского фонда медицинского страхования существенно ниже темпов роста заработной платы в здравоохранении.

Сокращение объема финансовых ресурсов города в связи с изменением налоговой системы и сохранение в этих условиях социальной политики Правительства Москвы, в том числе ее направлений на поддержку малообеспеченных категорий населения и на улучшение условий труда работников образования, здравоохранения и социального обеспечения, потребует в предстоящие годы укрепления финансовой дисциплины, а также рационального и эффективного использования выделяемых бюджетных средств во всех отраслях городского хозяйства.