Недействующий

О прогнозе социально-экономического развития города Москвы и перспективном финансовом плане на 2005-2007 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 21.03.2013 N 164-ПП)

II. Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2005-2007 годы

Базовая задача предстоящего периода состоит в активизации всех факторов, обеспечивающих условия для динамичного роста валового регионального продукта Москвы с темпами не ниже 6% в целях удвоения ВРП, устойчивого повышения жизненного уровня граждан, сбалансированного решения узловых проблем города.

Рассматриваемые показатели будут обеспечиваться согласованными действиями всех звеньев городской системы управления по следующим приоритетным направлениям:

- реализация мер государственного воздействия, направленных на опережающий рост доходов всех групп населения по сравнению с инфляцией и расширение потребительского спроса на продукцию отечественных производителей;

- обеспечение эффективной занятости на основе стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, создания новых рабочих мест с достойной оплатой труда;

- осуществление программ по социальной поддержке малодоходных групп населения, ветеранов, инвалидов, молодых семей и молодежи, улучшению демографической ситуации в городе, созданию современной материальной базы социальной сферы;

- поддержка реального сектора экономики и науки с целью расширения производства продукции с высокой добавленной стоимостью, реализации рентабельных инновационных и инвестиционных проектов;

- проведение мероприятий по максимальной мобилизации доходов в бюджет города и экономии бюджетных средств;

- реформирование системы финансирования и управления жилищно-коммунальным хозяйством, проведение сбалансированной ценовой и тарифной политики, увязанной с реформированием естественных монополий и жилищно-коммунального комплекса.

Общая численность населения Москвы по предварительным данным Всероссийской переписи населения 2002 года составляет 10382,8 тыс.чел. Однако до настоящего времени официальными данными принята численность постоянного населения 8536 тыс. человек. В представленном прогнозе использована численность без учета данных переписи.

В предстоящие три года ожидается развитие позитивных демографических тенденций численности постоянного населения города. Реализация в предстоящие три года целевых городских программ по поддержке молодых семей, молодежи, лиц старших возрастов, мер по оздоровлению населения и улучшению качества жизни москвичей должны обеспечить ежегодное увеличение числа родившихся при сокращении общего числа умерших. И хотя, в силу возрастной структуры населения, число умерших все еще будет превышать число родившихся, естественная ежегодная убыль городского населения сократится с 50 до 30 тыс. человек.

За последние годы в городе сложилась устойчивая тенденция увеличения рождаемости. Так в 2003 году родилось 87 тыс. детей, что на 20,0 тыс. человек больше, чем в 1999 году. В результате в предстоящий период может увеличиться приток детей в детские дошкольные учреждения. Сокращение количества ведомственных детских садов с 1046 в 1991 году до 173 по состоянию на 1 января 2004 года и перепрофилирование многих из них может создать проблему с обеспечением детей местами в этих учреждениях.

В среднесрочной перспективе в городе сохранится высокий уровень занятости экономически активного населения. За предстоящий трехлетний период предусмотрено создать 60 тыс. новых рабочих мест. Уровень зарегистрированной безработицы не превысит 0,8% от общего числа занятых в экономике города. Нехватка трудовых ресурсов в отдельных сферах экономики города потребует привлечения рабочей силы из других регионов. Миграционный приток сохранится достаточно высоким - на уровне 55-65 тысяч человек в год.

Реальный сектор экономики - основа благосостояния города - имеет устойчивую тенденцию развития. Промышленность Москвы занимает лидирующее положение в реальном секторе экономики не только города, но и России.

В Москве представлены предприятия практически всех отраслей промышленности за исключением добывающей и лесной. Три отрасли промышленности: пищевая промышленность, машиностроение и электроэнергетика - занимают почти 3/4 объема промышленного производства.

В целях дальнейшего развития экономики города, укрепления доходной базы бюджета, будет продолжена реализация мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий промышленного комплекса. Из бюджета города на мероприятия по поддержке промышленности планируется направить в 2004 году 2,9 млрд. рублей. Бюджетная поддержка этой отрасли экономики Москвы, направленная на расширение масштабов производства, создание конкурентоспособной, новой наукоемкой и высокотехнологичной продукции, предусматривается и в дальнейшем. Размещение городского заказа на конкурсной основе, как и в предыдущие годы, при прочих равных условиях, будет производиться на московских предприятиях.

Для сохранения рабочих мест и недопущения случаев недружественного поглощения предприятий в целях непромышленного использования земельных участков будет продолжена работа по подготовке нормативных документов города, защищающих имущественные права и производственные интересы московских промышленных предприятий.

При благоприятном развитии внешних и внутренних экономических факторов темпы роста промышленности города превысят 7,0%. Опережающими темпами будут развиваться: пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, химическая и нефтехимическая промышленность. Положительные тенденции сохраняются в машиностроении и полиграфии.

Вместе с тем, подъем промышленности уже вызвал дефицит собственного производства электроэнергии, необходимость закупок энергии на ФОРЭМе. Поэтому особое значение приобретает программа московского правительства, направленная на повышение КПД собственных станций и развитие генерирующих мощностей с привлечением средств сторонних инвесторов.

Дальнейшая реализация программ по развитию и поддержке малого предпринимательства позволит повысить экономическую активность населения, обеспечить увеличение реальных доходов и потребительского спроса.

Предусматривается первоочередная поддержка малых предприятий, функционирующих в городском и жилищно-коммунальном хозяйстве, экологии и инновационной сфере. Завершится реализация первого этапа Городской целевой программы по обеспечению малых предприятий нежилыми помещениями. К 2007 году прогнозируется удвоение выпуска товаров и услуг малыми предприятиями.

В предстоящий период Москва останется привлекательным объектом для частных инвестиций.

Продолжается подъем на рынке недвижимости. Рост инвестиций в московскую недвижимость определяется в первую очередь высоким уровнем ее доходности.

Продолжится формирование предприятий крупных оптово-розничных сетевых компаний, строительство стационарных предприятий розничной торговли в районах внешнего пояса и вытеснение ими неорганизованного рынка.

Сохранится интерес инвесторов к строительству офисных помещений высшего и среднего класса, по меньшей мере, до ввода в действие объектов Москва-Сити.

Несмотря на возможное снижение доходности капвложений в строительство жилья, этот рынок сохранит привлекательность для крупных частных инвестиций. Этому способствует растущий уровень благосостояния москвичей, а также то обстоятельство, что средняя обеспеченность жилой площадью в городе все еще в 1,5 раза ниже европейских стандартов. В то же время к концу периода обострится проблема земельных участков под новое строительство.

За прошедшее десятилетие парк автомобилей в городе вырос в 3,3 раза и продолжает увеличиваться на 100-150 тыс. машин ежегодно.

Рост количества автомашин вызвал дефицит пропускной способности дорожной сети города, что повлекло падение скорости городского наземного транспорта, в т.ч. и общественного. Число автомашин на тысячу жителей в Москве быстро приближается к соответствующему показателю в европейских городах. В то же время плотность улично-дорожной сети в нашем городе в 2 раза ниже плотности сети улиц Лондона, Токио, Нью-Йорка и Парижа.

Сохранение, хотя и в значительно сокращенном размере, территориального дорожного фонда позволяет в предстоящем периоде завершить строительство новой радиальной магистрали - Краснопресненского проспекта и приступить к сооружению 4-го транспортного кольца.

Приоритетное значение в транспортной инфраструктуре города имеет метрополитен, развитие которого продолжает отставать от потребностей города более чем на 100 км из-за недостаточного финансирования. В последние годы развитие Московского метрополитена обеспечивалось в основном за счет капиталовложений городского бюджета. Однако сокращение возможностей города вследствие федеральной налоговой реформы, сокращение федеральных субвенций на развитие метро приводят не только к снижению темпов развития метрополитена, но и грозят потерей квалифицированных кадров в "Мосметрострое".