Недействующий

О прогнозе социально-экономического развития города Москвы и перспективном финансовом плане на 2005-2007 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 21.03.2013 N 164-ПП)

I. Основные тенденции,  сложившиеся в 2003 году и в предшествующие годы

Эффективная бюджетно-финансовая политика городских властей и меры по поддержке реального сектора экономики: промышленных производств, малого и среднего предпринимательства, инвестиций - создали условия для сохранения высоких темпов развития города и устойчивого наполнения доходами городского бюджета.

Показатели

Годы

2003 в
% к


1999

2000

2001

2002

2003

1999 году

Валовой региональный
продукт

106,9

118,9

103,1

110,1

110,0

148,5

Объем промышленной
продукции

114,1

114,5

109,2

120,2

110,4

165,9

Инвестиции в основной
капитал

103,9

114,5

92,9

108,1

105,3

121,1

Розничный товарооборот

81,9

106,1

107,9

103,0

104,1

122,8

Индекс потребительских
цен (среднегодовой)

205,8

124,4

123,0

119,2

113,0

206,1

Индекс оптовых цен
в среднем за год

160,4

129,2

123,5

110,3

112,6

198,2

Среднемесячная зарплата (рублей)

2355,5

3229,3

4924,2

6388

8156

345,7

в % к предыдущему году

154,7

137,1

152,5

129,7

127,5

345,7


В 1999-2003 годах в городе отмечался устойчивый системный рост валового регионального продукта (ВРП) со средним приростом 9,8% в год. Этому процессу способствовал рост выпуска промышленной продукции, увеличившийся в 2003 году на 65,9% по сравнению с 1999 годом, привлечение инвестиций в основной капитал для обновления основных фондов (на 21,1%), рост розничного товарооборота (на 22,8%).

Рост промышленного производства в городе обусловлен, в первую очередь, его направленностью на внутреннее потребление. Доля пищевой промышленности в общем объеме производства составляет почти треть, на предприятиях этой отрасли последние годы достаточно стабильно растет уровень загрузки производственных мощностей, положительную динамику получила важнейшая отрасль городской промышленности - машиностроение.

Вместе с тем, не преодолены кризисные явления в ряде отраслей промышленности. Число убыточных предприятий и организаций хоть и уменьшилось в 2003 году, тем не менее остается значительным и составляет 20,2% (1123 ед.) от их общего числа. Объемы производства в 2003 году к уровню предыдущего года составили в черной металлургии - 81,5%; в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 87,8%; в легкой - 90,3% при общем росте промышленного производства в городе на 10,4%.

Промышленность производит около пятой части ВРП, в значительной степени удовлетворяя потребности города и его жителей.

Положительные тенденции развития имеют и другие отрасли реального сектора экономики. В 2003 году по сравнению с 1999 годом темпы роста составили: в строительстве - 116,2%; на транспорте - 115,1%; связи - 399,4%.

Основные социальные показатели развития Москвы в течение всего периода имели устойчивую тенденцию к росту. Реальная среднемесячная заработная плата работающих в городе в 2003 году была на 67,7% выше, чем в 1999 году. Опережающими темпами повышались заработная плата работников бюджетной сферы, городские выплаты к государственным пенсиям. В полном объеме выполнялись все другие социальные обязательства властей города перед москвичами.

Доля организованного рынка в обороте розничной торговли возросла с 64% в 1999 году до 75% в 2003 году. Росту оборота организованного рынка способствовало строительство новых, реконструкция существующих предприятий (за последние два года построено и реконструировано более 5 тысяч предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения) и в большей мере развитие в городе крупных товаропроводящих сетей.

Иностранные инвестиции в потребительский рынок составили 8,1 млрд.долларов США.

За последние четыре года примерно в 2 раза увеличились торговые площади розничной торговли.

Налоговые поступления в городской бюджет в 2003 году по отрасли "торговля и общественное питание" составили 28,8 млрд.рублей или 17,4% от всех поступлений в бюджет Москвы.

Тем не менее, отмечается замедление темпов роста товарооборота, вызванное повышением уровня жизни и бизнеса в регионах, сокращением иногороднего спроса, который в 1999 году составлял около 20%, а в 2003 году 9,4%, нарастанием конкуренции, в первую очередь со стороны предприятий Московской области.

Рост доходов и оплаты труда москвичей обеспечил им возможность увеличить вклады в банки, в недвижимость, ценные бумаги, покупку жилья. Доля этих расходов в 2003 году составила 18,5% от общего объема расходов против 10% в 2001 году.

Обеспеченность жильем выросла с 21,4 кв.м общей площади на человека в 1999 году, до 23 кв.м на человека в 2003 году. При этом Москва стала одним из немногих регионов России, где сохранилось бесплатное предоставление жилья очередникам и реализуется программа замены пятиэтажек первого поколения на современный жилищный фонд.

Высокий уровень спроса на московскую недвижимость, падение курса доллара были удачно использованы Правительством Москвы для развития жилищного строительства за счет частных инвестиций. За четыре года строительство жилой площади в городе выросло с 3,5 млн.кв.метров в год до 4,7 млн.кв.метров.

Инвестиции в обновление производственных фондов имели положительную динамику. Среднегодовой прирост инвестиций в основной капитал в 2002-2003 годах составил 6,7%.

В минувшие четыре года сложилась устойчивая тенденция снижения ежегодных темпов роста цен, как на потребительском рынке, так и цен на промышленную продукцию и строительно-монтажные работы.

Проводимая Правительством Москвы политика в области ценообразования на жилищно-коммунальные услуги была направлена на обеспечение устойчивой работы ресурсоснабжающих организаций, но учитывала при этом рост заработной платы, сдерживала рост тарифов для населения путем увеличения дотаций из городского бюджета. Это дало возможность сохранять практически на одном уровне число семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Осуществляемые меры позволили, хотя и не исключить, но за четыре года сократить размеры перекрестного субсидирования в сопоставимых ценах на 3,6 млрд.рублей.

Системные успехи в социально-экономическом развитии Москвы за 1999-2003 годы были отмечены и международными экспертами и организациями. Аналитики всех рейтинговых агентств отмечают успешную бюджетную политику города и его финансовую стабильность.

Финансовые показатели Москвы в среднесрочной перспективе также сохранятся на уровне, значительно превышающем средний показатель по России. В частности, город характеризуется уверенным ростом доходов бюджета, низким уровнем долговой нагрузки и высоким качеством управления долгом на фоне улучшения его структуры.

К факторам, существенно повлиявшим на повышение кредитного рейтинга Москвы, также относятся повышение собираемости налогов и сборов, продолжающееся сокращение налоговой недоимки и дальнейшее улучшение прозрачности в области экономики и финансов.

Повышение рейтинга России и ее инвестиционной привлекательности способствовали притоку иностранных инвестиций, причем Москва в силу политической стабильности и устойчивой экономической динамики получила в 2003 году 46,8% направленных в Россию инвестиций или 13,9 млрд.долларов США.

Проводимое в России реформирование налоговой системы обеспечило снижение налоговой нагрузки на экономику и способствовало повышению темпов развития реального сектора. В то же время в 2001-2004 годах произошло значительное сокращение налоговой доходной базы бюджетов субъектов РФ. По оценке, в сопоставимых условиях сумма налогов, зачисляемых в бюджет Москвы, сократилась на одну треть.

Развитие достаточно высокими темпами городских предприятий реального сектора смягчило последствия реформы. Тем не менее, доля налогов в доходах городского бюджета снизилась, так как потери были компенсированы увеличением доходов от городского имущества.